3 декабря 2003 года указом президента была одобрена «Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы» (далее – Концепция). В частности, в ней говорилось: «Целью государственной политики в области экологической безопасности является обеспечение защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду».
Одной из национальных экологических проблем было названо историческое загрязнение. «К историческим источникам загрязнения относятся бесхозные в настоящее время объекты: нефтегазовые и гидрогеологические скважины, шахты, рудники (в том числе с радиоактивными отходами), хвостохранилища и накопители сточных вод, которые являются реальной угрозой экологической безопасности страны» (Концепция, 3.2.4).
В документе подчеркивалась «необходимость разработки программы по ликвидации исторических загрязнений», несмотря на уже осуществляющиеся программы, которые «не охватывают все виды исторических загрязнений». К 2006 году планировалось «провести полную инвентаризацию всех объектов исторических загрязнений с оценкой их воздействия на окружающую среду, а с 2010 года начать работы по ликвидации таких объектов».
Но время шло. Много и безвозвратно утекло с тех пор средств из государственного бюджета. Когда принимали Экологический кодекс 2007 года об исторических загрязнениях почему-то забыли. А 13 апреля 2011 года Концепция экологической безопасности тихо умерла, утратив силу в связи с новым указом президента[1].
В 2021 году в новом Экологическом кодексе вспомнили об историческом загрязнении.
«1. Историческим загрязнением признается накопленный экологический ущерб, причиненный водам и (или) землям, который возник в результате прежней деятельности, в том числе совокупности воздействий различных видов антропогенной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.
- Объектами исторического загрязнения признаются территории и акватории или их отдельные участки, на которых выявлены исторические загрязнения, а также бесхозяйные объекты капитального строительства и хранения или захоронения отходов, являющиеся источником исторического загрязнения» (статья 142).
Выявление и оценку объектов исторического загрязнения «организуют местные исполнительные органы районов, городов. По решению Правительства Республики Казахстан выявление и оценку отдельных объектов … организует уполномоченный орган в области охраны окружающей среды» (статья 143, пункт 3).
Но историческое загрязнение не включили в статью 12 Экологического кодекса «Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». В ней речь идет только о действующих предприятиях, но нет ни слова о заброшенных, выведенных из эксплуатации, как будто они абсолютно безопасны! Да и о том, что исторические загрязнения являются «реальной угрозой экологической безопасности страны» тоже умалчивается.
Для учета объектов исторического загрязнения создается государственный реестр, который является электронным банком данных. Его ведение «за счет бюджетных средств организуется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды» (статья 143, пункт 5). Реестр «размещается в открытом доступе на интернет-ресурсе» Министерства экологии, геологии и природных ресурсов (далее – Министерство) (статья 143, пункт 8).
Вывод очевиден. «Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы» не только не была реализована, но и «полная инвентаризация всех объектов исторических загрязнений с оценкой их воздействия на окружающую среду» не была проведена. То есть, с 2003 года ничего не было сделано.
Правда 16 августа 2021 года утвердили «Правила выявления, оценки и учета объектов исторического загрязнения, в том числе ведение государственного реестра объектов исторического загрязнения»[2]. А что дальше?
1 июля исполнится год как вступил в силу новый Экологический кодекс. На 3 июня 2022 года на сайте Министерства государственный реестр объектов исторического загрязнения отсутствует!
Экологическое общество «Зеленое спасение», обеспокоенное «возникновением новых загрязнений» (Концепция, 3.2.4), решило выяснить какие меры, принимаются уполномоченным органом в области охраны окружающей среды для организации реестра, и где с ним можно ознакомиться.
4 мая 2022 года в ответ на наш запрос Министерство сообщило: «В настоящее время в Министерство от местных исполнительных органов районов, городов не поступало сведений об объектах исторического загрязнения.
При этом, к типам объектов исторического загрязнения относятся бесхозяйные объекты капитального строительства, а также бесхозяйные места хранения или захоронения отходов производства и потребления (заброшенные полигоны, свалки, золоотвалы, шламонакопители и т.п.).
В этой связи, Министерством принимаются меры по ликвидации бесхозяйных опасных отходов»[3]. То есть, сведений нет, но меры принимаются?!
На запрос в Управление зеленой экономики города Алматы о выявлении исторического загрязнения на территории Иле-Алатауского национального парка, находящейся в административных границах города, и на землях регионального природного парка «Медеу» пришел ответ, в котором даже термин историческое загрязнение не упомянут[4]. Его просто нет!
Мы направили запрос в Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Алматинской области о выявлении объектов исторического загрязнения на территории Иле-Алатауского национального парка и его двухкилометровой охранной зоны. Управление вообще отказалось давать ответ, сославшись на то, что этим должна заниматься Алматинская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира[5]! А с каких это пор земли охранной зоны перешли в распоряжение последней? Однако следует отметить оперативность с какой была дана отписка! Запрос – 19 апреля, ответ – в тот же день!
Подведем итог. Исторические загрязнения в границах Алматы и области – а главным образом это «бесхозяйные объекты капитального строительства» – за последние несколько лет «исчезли», благодаря упорной бумажной работе наших чиновников! Национальная безопасность обеспечена на 100%!
– А как же все-таки быть с сотнями «бесхозяйных» объектов, которые продолжают плодиться и увеличиваться в числе? – спросит неравнодушный алматинец. А никак. Это все плоды воображения больного ума, «страдающего недугом мышления – душевным заболеванием, неизменно порождающим недовольство»!
Но для любителей истории, желающих лично ознакомиться с «достопримечательностями» национального парка, прилагаем карты и фотографии.
————————————
[1] Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241 «О Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы», утратил силу в связи с Указом Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2011 года № 47.
[2] Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 16 августа 2021 года № 329 Об утверждении «Правил выявления, оценки и учета объектов исторического загрязнения, в том числе ведение государственного реестра объектов исторического загрязнения».
[3] Ответ Министра экологии, геологии и природных ресурсов от 4 мая 2022 года на письмо Экологического общества «Зеленое спасение» от 18 апреля 2022 года №022.
[4] Ответ Управления зеленой экономики города Алматы от 29 апреля 2022 года на письмо Экологического общества «Зеленое спасение» от 15 апреля 2022 года №018.
[5] Ответ Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматинской области от 19 апреля 2022 года на письмо Экологического общества «Зеленое спасение» от 19 апреля 2022 года №023.