Не все равны перед законом?!

В соответствии с Конвенцией Стороны обязаны
обеспечить представителям общественности
возможность прямого участия в принудительном применении
законодательства в случае предполагаемых нарушений
частными лицами или государственными органами[1].

Судебный долгострой.  Здание городского суда, строительство начато в 2018 году.

Судебный долгострой. Здание городского суда, строительство начато в 2018 году.

Выиграть суд в нашей стране очень непросто. Но еще сложнее добиться выполнения решения суда. Акимат города Алматы в течение 18 лет игнорирует нормы международных конвенций, требования Земельного кодекса, закона «Об особо охраняемых природных территориях» и уже год не выполняет постановление Верховного Суда!

Суд выигран

31 мая 2023 года Верховный Суд удовлетворил в полном объеме кассационную жалобу Экологического общества «Зеленое спасение» по иску о бездействии Акимата города Алматы по установлению охранной зоны Иле-Алатауского национального парка. Все судебные акты нижестоящих судов, вынесенные по данному делу, были отменены.

После оглашения постановления один из судей, разъясняя его, подчеркнул, что территория национального парка имеет международное значение, и Акимат должен уделить самое серьезное внимание обеспечению его сохранности (смотрите постановление).

Согласно пункту 3 статьи 76 Конституции Республики Казахстан: «Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики». Согласно пункту 2 статьи 18 «Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан» (далее – АППК), вступившие в законную силу судебные акты «обязательны для всех государственных органов … и подлежат исполнению».

4 июля Специализированный межрайонный административный суд города Алматы (далее – СМАС) направил в Акимат для добровольного исполнения копию постановления Верховного Суда с отметкой о вступлении его в законную силу. В письме СМАС указано, что в течение одного месяца со дня вступления постановления в законную силу ответчик должен известить суд о его выполнении. Если же решение суда не будет исполнено добровольно и в установленный срок, на Акимат будет наложено денежное взыскание в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.

Постановление обязывает Акимат установить охранную зону Иле-Алатауского национального парка, как того требует закон.  Однако Акимат перенаправил документы в Управление экологии и окружающей среды города Алматы для исполнения, хотя оно не имеет подобных полномочий.

Еще один год без охранной зоны

23 июня 2023 года Экологическое общество обратилось в СМАС с просьбой выписать и выдать на руки исполнительный лист для предъявления к принудительному исполнению, но получило отказ.

25 августа, убедившись в том, что постановление Верховного Суда не исполнено, мы снова попытались получить исполнительный лист для предъявления к принудительному исполнению.

12 сентября СМАС сообщил, что «удовлетворение Вашего заявления о выписке исполнительного листа не представляется возможным, так как положениями статьи 172 АППК   предусмотрено лишь принудительное исполнение решения суда о взыскании денежной суммы. Однако, в рассматриваемом случае вышеуказанным решением суда вопросы о взыскании денежной суммы не разрешались. Вы вправе обратиться   в суд с заявлением о наложении денежного взыскания».

18 октября Экологическое общество обратилось в СМАС с заявлением о наложении денежного взыскания на Акимат города Алматы за неисполнение постановления суда.

6 ноября суд отказал в удовлетворении заявления в нарушение требований пункта 5 статьи 127 и пункта 3 статьи 171 АППК, предусматривающих, что систематическое неисполнение решения суда является основанием для наложения денежного взыскания на ответчика.

15 ноября и 6 декабря вновь пришлось обращаться в СМАС за информацией о мерах, принятых в отношении Акимата, который так и не исполнил постановление Верховного Суда. Из полученных ответов стало очевидно, что СМАС никаких мер в отношении Акимата не принимал.

14 февраля 2024 года Экологическое общество обратилось к Председателю судебной коллегии по административным делам Верховного Суда с просьбой дать разъяснение о порядке/процедуре исполнения постановления.

13 июня ответ на данное обращение предоставил Алматинский городской суд. Его суть сводится к произвольной трактовке 123 статьи Земельного кодекса, статей 10 и 18 закона «Об особо охраняемых природных территориях» и постановления Верховного Суда от 31 мая 2023 года.

4 июня Экологическое общество вновь подало заявление в СМАС о наложении денежного взыскания на Акимат города Алматы за неисполнение постановления суда, вступившего в законную силу 31 мая 2023 года.

1 июля СМАС вновь отказал в удовлетворении нашего заявления. И вновь судья произвольно истолковал 123 статью Земельного кодекса, статьи 10 и 18 закона «Об особо охраняемых природных территориях» и постановление Верховного Суда. Вновь судья сослался на «Правила разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию или расширению особо охраняемых природных территорий, а также корректировки технико-экономического обоснования»[2]. Он словно не замечает, что Правила касаются создания или расширения особо охраняемых природных территорий, а не организации их охранных зон.

В постановлении Верховного Суда четко указано, что «буквальное содержание вышеназванных положений Земельного кодекса и Закона [Об особо охраняемых природных территориях] не предполагает наличие у местного исполнительного органа административного усмотрения, а предусматривает его обязанность по установлению охранных зон вдоль всех внешних границ ГНПП.

Аналогичный вывод отражен во вступившем в силу решении Специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 28 сентября 2016 года по спору между теми же сторонами, о том же Предмете».

15 августа Экологическое общество вновь направило в Верховный Суд письмо с просьбой разъяснить, какие меры необходимо предпринять для выполнения его постановления и наложения денежного  взыскания на Акимат.

Что нарушал и нарушает Акимат?

Во-первых, Акимат города Алматы уже 18 лет не устанавливает охранную зону вдоль границы Иле-Алатауского национального парка. Это является грубым нарушением статьи 123 Земельного кодекса, подпункта 11 пункта 2 статьи 10 и пункта 2 статьи 18 закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Отсутствие охранной зоны на границе с мегаполисом имеет негативные последствия для национального парка:

— способствует нанесению существенного ущерба экологическим системам национального парка в результате хаотичного строительства жилых комплексов, дорог, трубопроводов, линий электропередачи, незаконного размещения бытовых и промышленных отходов на сопредельных территориях;

— ведет к сокращению биологического разнообразия;

— усугубляет последствия изменения климата;

— делает невозможным применение норм подпункта 2 пункта 1 статьи 65 Экологического кодекса и подпункта 10.31 раздела 2 Приложения I к нему, в котором говорится об обязательном проведении процедуры скрининга при «размещении объектов и осуществлении любых видов деятельности на особо охраняемых природных территориях, в их охранных и буферных зонах»;

— делает невозможным работу сотрудников национального парка в охранной зоне, которая необходима для соблюдения ее режима;

— не позволяет разработать и внести в Генеральный план города Алматы раздел об охранной зоне Иле-Алатауского национального парка и ее режиме.

Во-вторых, Акимат грубо нарушает нормы международных договоров, которые распространяются на территорию Иле-Алатауского национального парка.

  1. Отсутствие охранной зоны является нарушением требований Конвенции о биологическом разнообразии, в статье 8 которой говорится: «Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно:
  2. c) регулирует или рационально использует биологические ресурсы, имеющие важное значение для сохранения биологического разнообразия в охраняемых районах или за их пределами, для обеспечения их сохранения и устойчивого использования;
  3. e) поощряет экологически обоснованное и устойчивое развитие в районах, прилегающих к охраняемым районам, в целях содействия охране этих районов».
  4. Напомним, что в 2002 году Иле-Алатауский национальный парк включен в предварительный перечень для номинации в Список всемирного наследия ЮНЕСКО[3]. Отсутствие охранной зоны может затруднить номинацию Иле-Алатауского национального парка в Список всемирного наследия. Внешнее воздействие городской среды серьезно ухудшает состояние его экосистем. В пункте 104 «Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия» 2021 года говорится: «В целях эффективной защиты номинируемого объекта, [создается] буферная зона — это территория, окружающая номинированный объект, которая имеет дополнительные юридические и/или общепринятые ограничения на ее использование и развитие, создающие дополнительный уровень защиты объекта».

В-третьих,  Акимат больше года не выполняет вступившее в законную силу постановление Верховного Суда и не несет за это никакой ответственности.

2024 Здание горсуда ПаспортНе все равны перед законом?!

Статистику о том, какой процент судебных решений не выполняется в Казахстане, найти в открытых источниках не удалось. Но определенное представление об уровне доверия населения к правоохранительным органам и судебной системе можно получить из очередного выборочного обследования Бюро национальной статистики 2023 года.

«Среди респондентов знание о деятельности правоохранительных органов распределились следующим образом: 22,8% – знают о работе полиции, 20,2% – о прокуратуре, 18,7% – о противопожарной службе, 16,2% – о судебной системе, 12,9% – об антикоррупционной службе и 8,8% – о службе экономических расследований.

По итогам обследования доля лиц, доверяющих прокуратуре, составила 57,1%, частично доверяющих – 30,6%, скорее недоверяющих – 4%, не доверяющих – 3,9%. Доля тех, кто затруднился отвечать, составила 4,4%.

Доля доверяющих антикоррупционной службе составила 43,4%, частично доверяющих – 32,6%, скорее не доверяющих – 5,7%, не доверяющих – 5,5%. Доля тех, кто выбрал ответ “затрудняюсь ответить” составила 12,8%.

Доверяющих судебной системе – 55,2%, частично доверяющих – 31%, скорее не доверяющих – 3,7%, не доверяющих – 4%, затруднились ответить – 6,1%»[4]. К концу года, согласно тому же источнику, степень доверия несколько возросла.

Одной из главных причин недоверия судам наибольшее число опрошенных назвало коррупцию. В Кызылординской области так считает 71,1% респондентов, в Астане – 46,2% и в Карагандинской области – 42,3%[5].

Страшнее всего то, что из-за несоблюдения законов чиновниками страна теряет самые ценные и жизненно важные природные ресурсы!

Экологическое общество «Зеленое спасение» продолжит добиваться, чтобы Акимат города Алматы установил охранную зону вдоль границы с Иле-Алатауским национальным парком.

 

© Экологическое общество «Зеленое спасение», 2024.

——————————————————————————————

[1] Орхусская конвенция. Руководство по осуществлению. ООН, 2014, с.199.

[2] «Правила разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию или расширению особо охраняемых природных территорий, а также корректировки технико-экономического обоснования». Утверждены приказом и.о. министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 сентября 2010 года № 558.

[3] World Heritage Convention: https://whc.unesco.org/en/tentativelists/1681/.

[4] Об уровне доверия населения к правоохранительным органам и судебной системе, 18 июля 2023 года, (дата обращения к сайту 12 августа 2024 года): https://stat.gov.kz/ru/news/ob-urovne-doveriya-naseleniya-k-pravookhranitelnym-organam-i-sudebnoy-sisteme-/.

[5] Почему казахстанцы не доверяют судебной системе? 22 августа 2023 года (дата обращения к сайту 12 августа 2024 года):  https://www.kt.kz/rus/reviews/pochemu_kazahstantsy_ne_doveryayut_sudebnoy_sisteme_1377954389.html.