Марина Рябинина,
студентка 4 курса отделения звукорежиссуры
Казахской национальной академии искусств им.Т.Жургенова.
Лирическое вступление
Фильм «Микрокосмос» погружает нас в фантастический мир насекомых, живущих на лугу. Капли дождя в этой вселенной больше самых крупных обитателей, а травинки для них словно рощи и леса. Тут действуют совершенно другие законы физики. Размеры обитателей микрокосмоса в десятки раз меньше размеров человека, потому сила тяжести не сковывает их жизнь: водомерки могут бегать по воде, муравьи – поднимать вес, во много раз превышающий их собственный, божьи коровки – взлетать с помощью небольших крылышек. Все это похоже на описание фантастического фильма, но что потрясает больше всего – это планета Земля, это не выдумки сценаристов – а жизнь, которая окружает людей с самого рождения.
То, что эта картина – итог 15 лет научных разработок, 2-х лет технической подготовки, 3-х лет съемок и 6 месяцев монтажа, завораживает так же, как и любой герой «Микрокосмоса». Каждый кадр поражает до глубины души, в каждым любовь команды, работавшей над фильмом, к обитателям зеленого луга. Мир, показанный Клодом Нуридзани и Мари Перенну, находится совсем рядом и полон удивительных существ. Насекомые, снятые детально и близко, предстают в новом свете. Зрителям предоставляется шанс увидеть скрытую от взгляда вселенную – таинственную и вместе с этим такую близкую. Рассматривая насекомых вблизи, с трудом веришь в то, что это те же самые пчелы, гусеницы и жуки, живущие по соседству. На экране они выглядят как представители другой, таинственной планеты.
На протяжении картины, наблюдая этих маленьких существ микровселенной, мы узнаем об их радостях и тревогах. Вот одни герои просыпаются по утрам и летят к цветам, чтобы собрать нектар, другие ползут к лужам, чтобы напиться, здесь встречаются, соперничают, дружат.
Только такой заинтересованный человеческий взгляд создателей фильма приближает этот мир к нам, нашему восприятию. Главнейшими художественными средствами для них являются монтаж и музыка. Именно они помогают олицетворению маленьких героев. Благодаря дружелюбному отношению авторов к своим персонажам насекомые не пугают нас, не отталкивают своим видом, а вызывают восхищение разнообразием цветов и форм.
С первых кадров воображение захватывает волшебная музыка, написанная композитором Брюно Куле. На протяжении фильма главная музыкальная тема будет звучать во множестве вариаций – нежно для одних насекомых и грозно, устрашающе – для других. Работа композитора в этой картине вызывает восторг и большое уважение не только за проделанный объем работы, но и за то, как сильно он прочувствовал жизнь насекомых. Благодаря музыке в этой документальной картине практически не присутствует человеческая речь. Она звучит только в самом начале, когда зрителю объясняют, где все представленное его вниманию происходит. Начинаешь вслушиваться в шум ветра, в тишайшие звуки – отсутствие речи совершенно не мешает восприятию.
Работа Куле была удостоена многих престижных наград, в том числе – Victoires de la musique (Музыкальные победы) в 1997 году. Благодаря монтажу, кропотливой работе Флоренс Рикар, тщательно продуманной композиции и, конечно, блестяще написанной музыке документальная картина производит впечатление игровой. Ведь в ней есть и разнообразие характеров, и завязка, и развязка. И даже кульминация! – во время дождя, когда всем этим малым существам приходится скрываться под травинками и землей от разрушительных капель воды. А как великолепно использована аллюзия на миф о Сизифе и сизифовом труде!
Просмотр «Микрокосмоса» – незабываемый опыт переживания и открытия полного тайн микромира. А благодаря потрясающей режиссуре картина эта – возможность понять, что насекомые не вредители и враги, а наши соседи на планете Земля.
Они – совсем как люди – просыпаются по утрам и засыпают по ночам (правда, есть и те, что ведут ночной образ жизни); борются за любовь и наслаждаются водой; так же беспомощны (или приспосабливаются) перед сменой сезонов и изменениями погоды. Нас объединяет не только то, что мы живем рядом. Нас объединяет планета; встречаемые вместе восходы и закаты, свет далеких звезд по ночам; дожди и засухи… Этот список можно продолжать бесконечно.
О работе звукорежиссера и композитора
«Микрокосмос» – замечательный пример того, что звук может играть важную роль не только для создания атмосферы действия, но и для наполнения каждого эпизода эмоциями. Насекомые принадлежат особому миру, и характеристики звука в нем отличаются от того, к которому привыкли в обыденной жизни люди. Не все насекомые обладают слухом, но и те, которые слышат окружающий мир, – воспринимают намного более высокие звуки, чем человек может распознать.
С первых секунд фильма нас погружают в особый мир. Важную роль играет не только сама мелодия и гармония изображения, но и то, что песню исполняет ребенок. Это создает ощущение чистоты и светлой, теплой детской наивности. Обитатели микрокосмоса начинают восприниматься как дети, радующиеся жизни и играющие друг с другом. Музыкальная тема готовит к погружению в мир фильма и вместе с речью диктора настраивает нас на нужный темп и ритм картины: «Перед нами обычный луг на рассвете в одном из уголков земли. На этом лугу прячется целый мир маленьких существ, огромный, как планета. В том мире трава превращается в непроходимые джунгли, камни становятся горами, а крохотные лужицы принимают размеры океана. Время здесь течет по-другому. Час – за день, день – за месяц, месяц – за год. Но чтобы войти в этот мир, нужно научиться хранить тишину и слушать его шепот».
Очень важно то, что в конце текста делается акцент на сохранение тишины. После этого любое движение в сторону, любая возникающая мысль кажется нарушением целостности и покоя мира насекомых, который предстает перед нами в «Микрокосмосе». Создается ощущение святости и целостности Вселенной, и это ощущение настолько захватывающе, что стараешься даже дышать тише и спокойнее.
Во время звучания музыкальной темы и вводного текста мы знакомимся с местом, где происходит действие. Из облаков открывается красивейший вид на зеленую поляну и лес вокруг, и на большое дерево, словно связывающее своей широкой кроной мир неба с миром насекомых – землей. Движение камеры вниз позволяет ощутить, насколько мал микромир по сравнению с размерами, привычными для человека, но при этом полон яркой и разнообразной жизни.
Таким образом, роль звука в первом, вводном, эпизоде такова:
1. Звук позволяет погрузиться в мир картины и настроиться на ее ритм, ощутить соучастие с происходящим.
2. Звук дает сведения о местности, где происходит действие. Помимо дикторского текста слышны шум ветра, щебетание птиц. Это говорит о том, что на нашей планете живут и птицы. Очевидно, что авторы как биологи учитывают, что для каждой широты характерны свои виды птиц.
Перед нами раскрывается главная тема картины – жизнь насекомых, предстают отдельные ее герои. Дальнейшие эпизоды не только показывают разнообразие населения микромира, но и позволяют увидеть повседневный быт представителей этой вселенной. Важно то, что эпизоды подобраны не столько для того, чтобы поведать что-то новое о жизни насекомых, сколько для того, чтобы мы ощутили близость с этими маленькими существами. Само построение фильма – от рассвета до заката – объединяет жизнь всех живых существ на Земле и несет функцию партиципации, благодаря которой мы начинаем сопереживать всем радостям и бедам представленных в картине жуков, бабочек, гусениц и т.д.
В подтверждение слов о том, что следует “научиться хранить тишину”, рассвет сопровождается очень нежной и спокойной музыкальной темой, постепенно переходящей в ласковый, похожий на колыбельную, женский вокал. Используется способность инструментов подражать звукам окружающей среды, например, звучание клавесина очень похоже на звуки падающих капель воды, а тема, исполненная скрипками, похожа на жужжание пчел. На рассвете перед нами предстают многочисленные обитатели «Микрокосмоса», слышится их многоголосие: мы знакомимся с улитками, с муравьями, с пчелами… Насекомые просыпаются, умываются, и отправляются за едой. Разнообразие обитателей «Микрокосмоса» – это разнообразие музыкальных тем: для характеристики одних героев – полный нежности женский голос, для других – звучание энергичных этнических ударных инструментов; иногда мелодия переходит в звукоподражание, а порой пиццикато звучит насмешливо и беззлобно-иронично.
Например, движения паука, заманивающего жертву, сопровождаются резкими и пугающими (!) этническими ударными. Их ритмические удары словно говорят о том, что жизнь – это череда рождений и смертей, и это заставляет задуматься о круговороте существования. Спокойное же умывание насекомых сопровождается мелодичным пением меццо-сопрано Мари Кобаяши.
День набирает силу: на ярком солнце земля высыхает и начинает трескаться, смена состояний сопровождается тревожными ударными.
Очень запоминается процессия гусениц: от простого звукоподражания поезду (сила ассоциаций) – к величественной скрипичной теме, благодаря которой осознается масштаб этой процессии.
Хочется отметить, что эпизоды чередуются по своей эмоциональной и музыкальной динамике. После кадров, сопровождаемых очень яркой и насыщенной музыкальной темой, следуют успокаивающие, медитативные – с более тихим, мелодичным и нежным звучанием.
Вот пары контрастных эпизодов:
паук и жертва – и затем сбор пыльцы и полеты насекомых;
сухая, растрескивающаяся почва и процессия гусениц – и за всем этим спокойный эпизод с муравьями у воды;
тревожно-напряженная тема труда муравьев, наполняющих хранилища, – и затем пчелиные соты (нежный женский вокал, похожий на колыбельную);
жук, толкающий в гору комочек земли в сопровождении симфонического оркестра, звукоподражание синхронному шуму, будто издаваемому его лапками, – и затем вид дороги и переход к закату.
Сохранение принципа контраста справедливо не только для небольших сцен, но и для целых фрагментов. Например, тишина после дождя. Например, капли дождя огромные для насекомых (громкие ударные с реверберацией) соотносятся с очень тихим шумом мелкого дождя и видом на небольшой прудик.
Очень интересна динамика в сцене рождения комара. Музыкальное сопровождение от пианиссимо постепенно переходит к форте. А благодаря возвышенности и красоте музыкальной темы комар, чье появление обычно связывается с отрицательными эмоциями, вызывает восхищение.
Еще хочется отметить, что для каждой группы насекомых выбирается своя группа инструментов: для паука и муравьев – это ударные; для пчел, стрекоз и божьих коровок – струнные. В эпизоде с закатом к многозвучию и многоголосию микрокосмоса присоединяются духовые инструменты, сопровождающие изящные движения водомерок. Музыка создает динамику повествования и наделяет каждый эпизод своим собственным ритмом и темпом повествования.
Итак, звуковое сопровождение в «Микрокосмосе» это:
— синхронные, созданные в студии шумы (в основном, звукоподражание музыкальными инструментами), которые не только создают сам звук, но и имеют собственную эмоциональную окраску;
— «атмосферный» шум, который несет информативную функцию, то есть представляет место действия (птицы в отдалении, ветер, скрип деревьев, шум травы), а также выполняет «фоновую» функцию (известно, что совершенной тишины не существует, и полное отсутствие звука вызывает недоумение и отстранение от картины);
— закадровая музыка, которая с помощью динамики и разнообразия тем (диапазон от простых этнических ударных до симфонического оркестра и оперного пения), позволяет не только погрузиться в эмоциональную атмосферу каждого эпизода, но и внести авторский взгляд на все повествование. Как в сцене встречи двух улиток, решенной возвышенно и лирично.
Для меня работа звукорежиссера и композитора в фильме «Микрокосмос» стала демонстрацией большого спектра возможностей и художественных приемов, которые может создавать звуковая дорожка фильма.
Фильм состоит из 5 актов-эпизодов: рассвет, солнечный полдень, дождь, закат и ночь. При этом композиция замыкается – начало фильма связано с его концом: повествование начинается с рассвета и заканчивается ранним утром. Картина состоит из небольших эпизодов, своеобразных новелл, объединяемых главной темой, – один день (сутки) из жизни вселенной насекомых.
Это отдельные и характерные для разных видов сцены-эпизоды. Неустанный поиск пропитания: сбор припасов муравьями, ловля жертвы пауком, насыщение нектаром пчелами, а также схватка божьей коровки и муравья. Борьба за выживание – в поединках друг с другом, с погодными условиями и с природными условиями. Поразительно сняты паук, создающий воздушный пузырь под водой, дождь, вынуждающий насекомых прятаться, пчелиные соты с зародышами, появление на свет комара, весь круг рождений и смертей, смена циклов сна и бодрствования.
Таким образом, «Микрокосмос» – завершенный, композиционно совершенный документально-художественный фильм. Так много художественных приемов, средств, инструментов задействовано в нем. Мы попробовали выделить лишь один из них. Благодаря выразительным средствам музыкального сопровождения и динамически организованному повествованию, а также смене эмоциональной окраски эпизодов он захватывает внимание от первых до последних кадров. Позволяет не только погрузиться в неведомый мир, но и восхититься техническим мастерством создателей и великолепием композиции.
Просмотр фильма – это потрясающий опыт не только для любопытного зрителя, который интересуется многообразием окружающего мира, но и для студентов «киношных» профессий. Ведь «Микрокосмос» – это уроки мастерства, владения повествовательными приемами. Эмоции, рождающиеся во время просмотра, подтверждают значительность этого уникального фильма. Совершенно заслуженно «Микрокосмос» был удостоен многих наград: Гран-при Каннского фестиваля «за техническое совершенство», призов «Сезар» в 5 номинациях – лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучшая музыка к кинофильму, лучшие звуковые эффекты, лучший продюсер.
Спасибо Клоду Нуридзани и Мари Перенну за их любовь к вселенной насекомых и за кропотливую работу над созданием фильма! За потрясающий опыт погружения в мир, такой близкий, и такой далекий. За возможность взглянуть на мир вокруг иначе.
Ноябрь 2011 г.- февраль 2012 г.