Как прожить в Алматы не нарушая законы, или Осторожно – ООПТ (Часть 1)

RoshaBauma1.jpgНаступил новый год. 11 января во всем мире отметили День заповедников и национальных парков. Судя по площади особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) в республике, казахстанцам тоже есть чему порадоваться. Но, как говорится, в бочке меда всегда найдется ложка дегтя.

Граждане Алматы, памятуя, что их права и свободы гарантируются Конституцией Республики Казахстан (статья 12), свободно передвигаясь в пределах городской черты, не подозревают, что они порой могут нарушить требования нескольких законов республики, а, следовательно, и статьи 34 Конституции республики. Продемонстрируем две сложившиеся ситуации.

  1. О роще Баума

Всем известно, что в Алматы имеется роща Баума площадью 130 га. Она была создана в 80-х годах XIX века в качестве места отдыха для горожан тогда города Верного и носила много названий. Посадка насаждений, состоящих из древесных и кустарниковых пород местного происхождения, производилась руками населения. В 1892 году эти посадки Э.О.Баумом были перепланированы и дополнены более ценными породами деревьев такими как дуб, ясень, липа. Одновременно территория была разделена сетью прямых аллей и приобрела вид парка.

В более позднее время этот порядок в значительной степени был нарушен. Зато появилось большое количество тропинок, по которым люди пересекают рощу с улиц, расположенных с ее восточной и западной сторон. Через южную часть рощи был проложен канал, появились различные аттракционы. Ежедневно здесь бывают сотни и тысячи людей, т.е. территория интенсивно используется населением. Однако из-за отсутствия должного ухода и полива деревья усыхали и выпадали, а появившееся обильное возобновление малоценных пород деревьев и кустарников, превратило парк в неухоженный лесок.

До 2001 года роща Баума находилась в ведении акимата города, но в том же году она, в соответствии с постановлением Правительства РК от 27.06.2001 года № 877 «О государственных природных заказниках и государственных памятниках природы республиканского значения» под № 26, была включена в Перечень государственных памятников природы республиканского значения.

Общественности города не известно было ли какое-то обоснование принятия такого решения, и кто его внес на утверждение.

Такое решение вызывает, мягко говоря, величайшее удивление. В соответствии с ним и действующим природоохранным законодательством совершенно ограничиваются права жителей прилегающих районов города, пользующихся этой территорией как парком для отдыха.

Дело в том, что в соответствии со статьей 64 Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» от 7.07.2006 года № 175 определено:

«Государственный памятник природы – особо охраняемая природная территория, включающая отдельные уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, отнесенные к объектам государственного природно-заповедного фонда». Следует отметить, что этим требованиям в роще в основном соответствует только дубовая аллея. А остальные насаждения, за которыми продолжительное время не было соответствующего ухода, в большей степени изменили породный состав, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют различного вида лесоводственных уходов. В данном случае в категорию «памятника природы» следовало бы отнести только дубы, хорошо сохранившиеся с тех давних пор.

Интрига в том, что в соответствии со статьей 66 этого закона «на территориях государственных памятников природы устанавливается заповедный режим охраны, соответствующий виду режима охраны государственных природных заповедников, с запрещением любой деятельности, влекущей к нарушению сохранности государственных памятников природы». Более того, в пункте 3 статьи 40 закона уточняется это положение:

«3. Пребывание физических лиц на территории государственного природного заповедника допускается только при наличии разрешающих документов, за исключением работников государственных природных заповедников, а также должностных лиц государственных органов, в ведении которых находятся государственные природные заповедники».

Так возникла дилемма: с одной стороны – как можно было при сложившемся на протяжении десятилетий режиме интенсивного использования рощи объявлять её памятником природы, а с другой стороны – кто позволил чиновникам не выполнять принятый закон, не принимая мер к установлению заповедного режима, предусмотренного законом?! Но, судя по состоянию насаждений этого объекта, больше здесь подходило бы название – «памятник бесхозяйственности», а страдать должны люди.

В 2008 году в целях охраны и соблюдения предусмотренного законом режима роща Баума в соответствии с приказом Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК от 21.04.2008 года № 107 была передана в состав Иле-Алатауского государственного национального природного парка.

Для этих целей было выделено финансирование и штатные единицы для осуществления деятельности на этой территории, которая с учетом заповедного режима фактически сводилась к охране территории. Но деятельность, связанная в этих условиях с ограничением посещения населением заповедной территории, не могла быть полностью выполнена. Ведь на данной территории заповедный режим не соблюдался все годы с момента его установления, да и не мог соблюдаться с учетом расположения рощи и ее предназначения для отдыха граждан, который осуществлялся там многие десятилетия.

Между тем, в СМИ стали появляться предложения органов местной власти, что рощу нужно вернуть в собственность города. Из этих публикаций можно сделать выводы, что предлагалась масса заведомо противоречащих закону проектов по реконструкции рощи.

Вопрос со временем стал решаться иным путем. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2018 года № 865 установлено:

«1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2017 года № 593 “Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий республиканского значения” (САПП Республики Казахстан, 2017 года № 42-43, ст. 290) следующее изменение:

— в перечне особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утвержденном указанным постановлением;

— в разделе “Город Алматы” строку, порядковый номер 37, исключить.

  1. Акимату города Алматы в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить включение государственного памятника природы “Роща Баума” в перечень объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения».

Под номером 37 в пункте 1, естественно, значился памятник природы «Роща Баума», исключаемый из числа объектов республиканского значения.

Далее принимается постановление акимата города Алматы от 27 мая 2019 года № 2/329 Об утверждении Перечня объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения города Алматы, гласящее:

«В соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 175 “Об особо охраняемых природных территориях”, Акимат города Алматы постановляет:

Утвердить Перечень объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения города Алматы, согласно приложению к настоящему постановлению»:

tabl

Удивительно, что акимат при этом не упоминает пункт 2 Постановления Правительства об исключении этого объекта из состава ООПТ республиканского значения и переводе его в категорию местного значения.

Непонятно также, почему в утвержденном перечне отсутствует более крупная ООПТ регионального значения – РГПП «Медеу»?

Получается, что все хотят получить рощу под свое управление, не решая главной проблемы – снятия заповедного режима, чтобы узаконить посещение рощи населением, осуществлять её реконструкцию и сделать зоной активного отдыха для горожан в качестве парка, с теми же самыми прогулочными и велосипедными дорожками, создать в ней детские и спортивные площадки. А получается, что меняется только значение территории с «городского» на «республиканское» и наоборот, но доступ населению туда, согласно закону, остается закрытым.

Невозможно понять, почему на протяжении многих лет не последовало предложения сохранить эту рощу-парк в составе особо охраняемых природных территорий, сделав этот парк «мемориальным» в память о создателе Эдуарде Оттоновиче Бауме, внеся такое дополнение в закон «Об особо охраняемых природных территориях»? Такое же наименование следовало бы придать и парку «28 гвардейцев-панфиловцев». В других странах создание мемориальных парков является обычной практикой.

Но это не единственная странная ситуация в городе.

 

© Экологическое общество «Зеленое спасение», 2023.