Исполнилось почти два года после печально известного сноса ВИП-терминала (старого здания) Аэропорта. Уже возведен новый. Но остается много неясного. Экологическое общество «Зеленое спасение» пытается выяснить правовые аспекты этой истории. Тем более, что существенную лепту в разрушение памятника внес Европейский банк реконструкции и развития (Банк)!
Простой вопрос – кто разрешил снести памятник истории и культуры местного значения? Ответ на него мы рассчитывали получить без затруднений, но история превратилась в настоящий детектив и переросла в судебную тяжбу.
Официальная версия предельно ясна
Растет поток туристов, жаждущих увидеть южную столицу и ее окрестности. Нужен новый терминал для аэропорта, чтобы увеличить пропускную способность и улучшить обслуживание. Мешает старое здание, построенное еще в 1947 году. Снести нельзя – это памятник. Выход? Перенести[1] на 400 метров восточнее, и все будут довольны. Сказано – сделано.
Статья 29 закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» допускает такую процедуру. Перемещение – это «изменение положения памятника истории и культуры в пространстве». Оно разрешается в исключительных случаях, если памятник разрушен более чем на семьдесят процентов, либо утратил историко-культурную значимость, или, если перемещение улучшит «условия его сохранения».
Два первых случая явно не подходят. Третий? Сомнительно, действительно ли сохранность будет улучшена? Но все-таки законно.
Так как ВИП-терминал – это памятник местного значения, то решение о перемещении принимает местный исполнительный орган «на основании заключения историко-культурной экспертизы … по согласованию с уполномоченным органом». И вот 11 ноября 2020 года Акимат города Алматы принимает постановление №4/492 «О перемещении памятника истории и культуры местного значения “Аэропорт (Аэропорт международных линий)”».
Что поручили Управлению культуры города Алматы?
Разумеется, такую нестандартную для Алматы операцию нельзя было пустить на самотек. Все должно быть по закону. В упомянутой выше статье 29 сказано, что «физические и юридические лица, получившие решение, при перемещении и изменении памятника истории и культуры обязаны обеспечить условия его сохранности». А местные исполнительные органы фиксируют перемещение памятника.
Поэтому в постановлении Акимата в пункте 2 указано: Управлению культуры:
«1) при переносе обеспечить целостность и сохранность памятника;
2) принять иные меры, вытекающие из настоящего постановления».
Здесь, правда, появляется новое понятие – «перенос»[2]. Видимо, чиновники считают синонимами термины «перемещение», «перенос» и … «снос».
Результат всем горожанам хорошо известен. Несмотря на протесты специалистов и общественности, памятник снесли, но нас продолжают уверять, что перенесли или переместили.
Поневоле возник вопрос, сохранность чего обеспечивало Управление?
Мы решили поинтересоваться
Почему Управление упорно твердит о перемещении? Что Управление сделало для обеспечения целостности и сохранности памятника? Может быть, хоть что-то было «перемещено»? Направили пару писем. Так как общественность обычно «ничего не понимает», Управление предоставило подробное разъяснение. «Здание будет воссоздано (!) и сохранит оригинальный вид следующих декоративных элементов: витражное заполнение оконных проемов, декоративные рельефно-орнаментированные панно на боковых фасадах, многопрофильный карниз с рельефно-орнаментированным карнизом по периметру, пештак, “сталактитовый” карниз пилонов пештака, трехчетвертные орнаментированные колонны национального ордера по углам пилонов, витраж арочного проема, башня (бельведер) со шпилем, ажурный парапет по всему периметру кровли»[3]. Чуть позже нам дополнительно пояснили, что именно «декоративные элементы определяют его [ВИП-терминала] культурно-историческое значение»[4]! А то, что здание 1947 года – это не имеет значения?
Значит, решили перенести только оригинальные декоративные элементы, хотя в постановлении Акимата речь идет о перемещении всего памятника. Обоснование? Заключение РГП «Казреставрация» от 31 октября 2022 года! Оно, как и заключение 2020 года, выполнено по заказу Управления культуры. Второй документ – это протокол специальной комиссии Министерства культуры и спорта №6 от 1 ноября 2022 года. Он составлен за несколько дней до сноса. Какая спешка!
В феврале 2023 года президент Международного аэропорта Алматы Эрсой Альп Эр Тунг сообщил, что историческое здание, в котором ранее размещался VIP-терминал, «сейчас переносят по отдельным элементам и собирают его двойник»[5]. Так собирают или воссоздают? Почему по отдельным элементам, а не целиком? В постановлении Акимата не говорилось о перемещении отдельных оригинальных элементов. Там сказано о памятнике в целом! Возник новый вопрос. Кто дал разрешение на снос?
Кроме того, Управление не сообщило, что им конкретно сделано для обеспечения целостности и сохранности памятника? Направили третий запрос. Чиновники его проигнорировали. Нам не оставили выбора.
15 мая 2024 года Экологическое общество обратилось в Специализированный межрайонный административный суд с требованием обязать Управление предоставить информацию о мерах, принятых для обеспечения сохранности старого здания Аэропорта.
Суд решил
22 июля суд вынес решение. Ответ Управления, полученный после обращения в суд, «является формальной отпиской, поскольку в нем не изложены сведения о совершенных ответчиком действиях по исполнению постановления». Поэтому суд признал незаконным несвоевременное предоставление информации Экологическому обществу.
Но наше требование, обязать Управление сообщить о принятых мерах, суд не удовлетворил. Во-первых, по требованию суда «ответчик исполнил запрос истца, предоставив ему все имеющиеся у него сведения, документы и материалы, подтверждающие исполнение постановления в возложенной на него части». Но так утверждал ответчик. Судья не видел бумаги и не знал об их содержании! Во-вторых, «суд признает обоснованными утверждения представителя ответчика об отсутствии у него иных документов, кроме представленных истцу и суду». Основание? Потому, что «событие пожара в здании Акимата города Алматы, происшедшее в январе 2022 года является общеизвестным фактом, соответственно не подвергаются сомнению утверждения ответчика об утрате документации, в том числе подтверждающей выполнение мероприятий по исполнению постановления». А кто сказал, что все сгорело дотла?
О чем свидетельствуют документы
И вот через суд мы получили долгожданную информацию. В том числе вышеназванные заключения и протокол. Но увы, среди бумаг нет документов Управления за 2023-2024 годы. Нет документов и за ноябрь-декабрь 2022 года, когда осуществляли снос. «Что же из этого следует?» – спросит любознательный читатель. Дело в том, что Управление обязано было контролировать процесс демонтажа здания. Или хотя бы его отдельных декоративных элементов.
Демонтировать исторический памятник не означает просто отрывать или отрезать те или иные части целого. Это сложный процесс, требующий специальных знаний, технологий и оборудования. Все демонтированные фрагменты необходимо зафиксировать, составить описи, убедиться, что они правильно упакованы и хранятся в условиях, обеспечивающих их целостность. А монтаж не означает, что декоративные элементы можно просто прибить или приварить. Они должны быть установлены с применением специальных методик и технологий.
Среди предоставленных бумаг нет сведений о подобных действиях Управления. Впрочем, и в ходе судебного процесса его представитель уверял, что оно не обязано осуществлять контроль. И это несмотря на то, что контроль входит в официально утвержденные должностные функции Управления, прописанные в «Положении о коммунальном государственном учреждении “Управление культуры города Алматы”».
Самые интригующие сведения мы нашли в заключениях, выполненных научно-исследовательским и проектным филиалом РГП на ПХВ «Казреставрация» Комитета культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан от 26 октября 2020 года и 31 октября 2022 года!
В заключении 2020 года сказано, что «обязательным условием при согласовании перемещения здания аэропорта должно быть сохранение образа памятника, использование его в соответствии с предназначением, связанным с авиацией»!
В заключении 2022 года, утвержденном за несколько дней до уничтожения здания, написано, что «приемлемым способом сохранения памятника истории и культуры является его передислокация на новое место, при этом соблюдая все технологии и приемы его возведения». Заключение: «необходимо перенести памятник». Ни слова о сносе! Эксперты дали добро только на «перемещение»! Как же оно могло стать основанием для сноса?
В упомянутом выше протоколе №6 тоже ни слова не говорится о сносе ВИП-терминала.
Быть может, имеются секретные статьи экспертизы или протоколы, которые ни суду, ни нам не предоставили? Поэтому, опираясь на факты, имеющиеся в нашем распоряжении, мы делаем следующие выводы.
Основания для сноса памятника не было. Решения о сносе[6] среди полученных бумаг нет! Управление не выполнило задачу, возложенную на него постановлением Акимата. Зато чиновники сделали все возможное для того, чтобы образ памятника остался навечно в памяти народной!
В «Акте приемки объекта в эксплуатацию» (имеется ввиду нового здания ВИП-терминала) от 29 апреля 2024 года и приложениях к нему объект называется «Перенос существующего бизнес-терминала на новый участок, со сносом существующих зданий, сооружений и конструкций в международном аэропорту г.Алматы. Уровень ответственности – первый, повышенный». Обоснование – постановление Акимата от 11 ноября 2020 года «О перемещении памятника истории и культуры местного значения «Аэропорт (Аэропорт международных линий)».
Указано, что строительные работы начались в июне 2022 года. То есть до получения заключения экспертизы и протокола №6!
Видимо, в этой истории не обошлось без вмешательства потусторонних сил. Или мы столкнулись с уникальным случаем, когда решение о сносе было выдано в единственном экземпляре под грифом: «Совершенно секретно. Перед прочтением сжечь!» Что и было незамедлительно сделано. Или под горячую руку снесли все, что нужно и ненужно.
Теперь уже копия здания, а не оригинал, числится в действующем Государственном списке памятников истории и культуры местного значения города Алматы под номером 65[7].
Так кто же разрешил снести старое здание Аэропорта? Вопрос по-прежнему остается открытым. Или перемещение = снос = коррупция?!
Вопросы Банку
Наконец, а что думают об этой ситуации мужи Европейского банка реконструкции и развития? Именно он финансирует «Проект расширения международного аэропорта Алматы», в рамках осуществления которого был снесен ВИП-терминал. Простите, перемещен, перенесен, передвинут, воссоздан.
Именно эксперты, приглашенные Банком в июне 2022 года[8], заявили о том, что «a) ВИП-терминал не является важным культурным наследием; b) здание относится к воспроизводимому культурному наследию, и его основные конструктивные элементы могут быть демонтированы и сохранены».
ВИП-терминал – это, конечно, не египетские пирамиды и не собор Парижской богоматери. Но в пункте 36 Экологической и социальной политики Банка 2014 года указано, что «неотъемлемым элементом всех ТР [требования к реализации] является требование о соблюдении национального законодательства»! Но в законодательстве Казахстана нет понятий «неважное культурное наследие» и «воспроизводимое культурное наследие»!
Эксперты произвольно трактовали нормы казахстанского законодательства и руководствовались положениями, не имеющими юридической силы в нашей стране.
Хотя в Резюме ответов на вопросы общественности записано следующее: «Перенос памятника истории и архитектуры не противоречит требованиям закона. Это подтвердили в управлении культуры, где исторические памятники сносить запрещено, но разрешено переносить по закону. Здание не снесут, а перенесут на новое место. Существует существующая мировая практика» [так в оригинале][9].
© Экологическое общество «Зеленое спасение», 2024.
[1] Строительная терминология. Технология и организация строительства (СП РК 1.01-102-2014). Согласно пункту 3.702 СП РК 1.01-102-2014 «Передвижка зданий: Комплекс строительных работ, включающий устройство фундаментов на новом месте, подготовку рельсового пути, отделение здания от фундамента, подведение под стены и колонны здания жесткой металлической конструкции, устройство приспособлений, обеспечивающих нормальные условия для находящихся в здании людей, перемещение здания по рельсовому пути с помощью электролебедок»: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36740535&pos=1;-16#pos=1;-16 (дата обращения к сайту 25 сентября 2024 года).
[2] В Законе Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года №288-VI «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» (с изменениями по состоянию на 08.06.2024 г.) нет термина «перенос». Есть термин «перемещение» (статья 29).
[3] Ответ Управления культуры города Алматы от 12 декабря 2022 года (Исх. № 03.4-05/ЗТ-К-63) на письмо Экологического общества «Зеленое спасение» от 28 ноября 2022 года (Исх. №088 и 089).
[4] Письмо Управления культуры от 9 июля 2024 года (Исх. №03.4-15/37-2024-03659747) Экологическому обществу «Зеленое спасение».
[5] Как переносят старое здание аэропорта Алматы: https://krisha.kz/content/news/2023/kak-perenosyat-staroe-zdanie-aeroporta-almaty (дата обращения к сайту 25 сентября 2024 года).
[6] Правила выдачи решения на проведение комплекса работ по постутилизации объектов (снос зданий и сооружений), п.6. Утверждены приказом министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 29 апреля 2021 года №202: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100022672.
[7] Постановление Акимата города Алматы от 17 марта 2021 года №1/191 «Об утверждении Государственного списка памятников истории и культуры местного значения города Алматы (с изменениями от 9 сентября 2021 года): https://adilet.zan.kz/rus/docs/V21R0001693#z3 (дата обращения к сайту 25 сентября 2024 года).
[8] См. Almaty International Airport expansion: https://www.ebrd.com/work-with-us/projects/psd/51186.html; Расширение аэропорта Алматы — Здание VIP-терминала. Резюме об объекте культурного наследия, июнь 2022 года.
[9] Расширение аэропорта Алматы. Отчет ОВОСС, август 2021. Приложение A.8 Обеспокоенность и предложения, высказанные общественностью, НПО и экспертами в отношении VIP-терминала, с.405: https://webcmsala.tav.aero/files/1654768544_RUSSIAN%20ver.%20Almaty%20Airport%20Expansion%20ESIA%20Rev%20D%20for%20issue.en.ru.pdf.