Слухи о возврате Кок-Жайляу национальному парку слишком преувеличены!

В сентябре 2017 года на Шестом совещании сторон Орхуской конвенции было принято решение VI/8g о соблюдении Казахстаном своих обязательств. В нем отмечается, что стороной конвенции был нарушен ряд требований статей 6 и 7, в результате чего было не обеспечено «эффективное участие общественности на раннем этапе в разработке и осуществлении «Плана развития горнолыжных курортов мирового уровня в Алматинской области и близ города Алматы», в частности в урочище Кок-Жайлау.

В соответствии с пунктом 6а) этого решения Республика Казахстан была обязана представить Комитету по вопросам соблюдения Орхусской конвенции к 1 октября 2020 года отчет о мерах, принятых для выполнения решения[1].

10 октября 2020 года Министерство экологии, геологии и природных ресурсов направило в Комитет заключительный отчет о «Принимаемых мерах по учету замечаний Решения VI/8g в проекте Экологического кодекса РК в новой редакции»[2].

17 октября Комитет направил представителям общественности, в том числе Экологическому обществу «Зеленое спасение», письмо с предложением сделать комментарии к Отчету.

Ознакомившись с ним, мы решили уточнить два пункта, вызывающие сомнения. В графе «принимаемые меры» в пунктах 3 а) и 3 е) написано следующее:

«В ходе реализации проекта по строительству горнолыжного курорта «Кок-Жайлау» общественность принимала активное участие в процедуре принятия решения. В результате в соответствии с законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам особо охраняемых природных территорий», земли проекта «Кок-Жайлау» возвращены в особо охраняемые природные территории»[3].

Но в этом документе не указано:
- когда и в какие особо охраняемые территории возвращены «земли проекта «Кок-Жайлау»;
- на основании какого правового акта осуществлен возврат?

 

В связи c этим 26 октября Экологическое общество направило в Министерство письмо с просьбой предоставить информацию, подтверждающую возвращение урочища «Кок-Жайлау» Иле-Алатаускому национальному парку или иной особо охраняемой территории.

5 ноября Министерство прислало ответ, в котором описана процедура возвращения земель, и поясняется, что запрашиваемые документы не могут быть представлены в связи с тем, что процедура возврата земель еще только разрабатывается (Приложение 1).

То есть, Министерство предоставило в Комитет по вопросам соблюдения Орхусской конвенции недостоверную информацию, о чем Экологическое общество указало в комментариях к Отчету, приложив ответ Министерства[4] (Приложение 2).

18 ноября Министерство прислало «комментарии к комментариям» Экологического общества[5] (Приложение 3). И хотя главный вывод этого документа – замечания нашей организации являются «необоснованными», в нем нет ссылки на правовой акт (постановление правительства), которым территория Кок-Жайлау возвращена Иле-Алатаускому национальному парку! Вот так однозначно, как в суде – «замечания Экологического общества являются «необоснованными» и все!

Несмотря на то, что вопрос о судьбе Кок-Жайлау находятся на непосредственном контроле главы государства, Министерство не спешит с его решением.

Согласно закону «Об особо охраняемых природных территориях» уполномоченный орган вносит предложения «по переводу земель запаса обратно в земли особо охраняемых природных территорий» (подпункт 1 пункт 2 статья 23). Но где они?

Вполне справедливо поставить вопрос, что же мешает Министерству выполнить возложенные на него обязанности? Отсутствие инициативы или незнание сути законов?! Между тем, решение этого вопроса значительно упростилось в связи с принятием поправок в названный закон.

То есть, желаемое опять выдается за действительное. И чтобы усыпить бдительность международной конвенции и «не беспокоить» собственную общественность «успокоительная» информация направляется в Комитет.

 

Документы опубликованы на сайте Европейской экономической комиссии ООН в разделе: Implementation of Decisions of the Meeting of the Parties on Compliance by Individual Parties. Sixth session of the Meeting of the Parties (2017):

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Министерство экологии, геологии и природных
ресурсов Республики Казахстан
Экологическое общество
«Зеленое спасение»
№ 03-11/ЗТ-К-713
От 05.11.2020

 

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан (далее – Министерство) рассмотрев ваше обращение oт 26 октября 2020 года № 120 по вопросу возврата урочища «Кок-Жайлау» в земли особо охраняемых природных те рриторий, сообщает следующее.

Согласно части четвертой пункта 2 статьи 23 Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях», перевод земель запаса обратно в земли особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

В настоящее время Министерством разрабатывается проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2009 года № 172 «Об утверждении Правил перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса» (далее –Правила).

Решение Правительства Республики Казахстан по возврату урочища «Кокжайлау» в состав Иле-Алатауского государственного национального природного парка будет приниматься после внесения соответствующих изменений в Правила.

В этой связи, предоставить запрашиваемые вами документы не представляется возможным.

Согласно статье 11 Закона «О языках в Республике Казахстан» и статье 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» ответ на запрос подготовлен на языке обращения.

Согласно статье 12 Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» Вы имеете право на обжалование ответа по обращению.

 

Вице-министр Е. Нысанбаев

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Комментарии Экологического общества «Зеленое спасение»
к заключительному отчету Республики Казахстан о выполнении Решения VI/8g
«Принимаемые меры по учету замечаний Решения VI/8g в проекте Экологического кодекса РК в новой редакции» (далее – Отчет).
  1. В Отчете в графе «принимаемые меры» в пунктах 3 а) и 3 е) написано следующее:

«В ходе реализации проекта по строительству горнолыжного курорта «Кок-Жайлау» общественность принимала активное участие в процедуре принятия решения. В результате в соответствии с законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам особо охраняемых природных территорий», земли проекта «Кок-Жайлау» возвращены в особо охраняемые природные территории».

В Отчете не указано следующее:
- когда и в земли каких особо охраняемых территорий возвращены «земли проекта «Кок-Жайлау»;
- на основании какого правового акта были возвращены земли?

 

В связи с этим 26 октября 2020 года Экологическое общество «Зеленое спасение» направило в Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан письмо с просьбой предоставить информацию, подтверждающую возвращение урочища «Кок-Жайлау» в земли особо охраняемых природных территорий (Cм. Письмо Экологического общества «Зеленое спасение»).

5 ноября 2020 года Экологическим обществом был получен ответ Министерства, где говорится, что «в настоящее время Министерством разрабатывается проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2009 года № 172 «Об утверждении Правил перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса» (далее – Правила).

Решение Правительства Республики Казахстан по возврату урочища «Кокжайлау» в состав Иле-Алатауского государственного национального природного парка будет приниматься после внесения соответствующих изменений в Правила.

В этой связи, предоставить запрашиваемые вами документы не представляется возможным».

 

Вывод. Министерство экологии, геологии и природных ресурсов предоставило в Комитет по вопросам соблюдения Орхусской конвенции информацию не соответствующую действительности (недостоверную информацию) о возвращении урочища «Кок-Жайлау» в состав Иле-Алатауского государственного национального природного парка.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Комментарии к комментариям Экологического общества «Зеленое спасение»
к заключительному отчету Республики Казахстан о выполнении Решения VI/8g
«Принимаемые меры по учету замечаний Решения VI/8g в проекте Экологического кодекса РК в новой редакции»

 

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан рассмотрев Комментарии Экологического общества «Зеленое спасение» к заключительному отчету Республики Казахстан о выполнении Решения VI/8g «Принимаемые меры по учету замечаний Решения VI/8g в проекте Экологического кодекса РК в новой редакции» сообщает.

В 2019 году Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на совещании по социально-экономическому развитию города Алматы запретил строить курорт на территории урочища Кок-Жайлау. Данный вопрос находится на непосредственном контроле Главы Государства.

Кроме того, 30 сентября 2020 года Президентом РК подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам особо охраняемых природных территорий», которые предусматривают возврат в состав особо охраняемых природных территорий земель запаса, ранее выведенных из их состава для строительства объектов туризма, водохозяйственных сооружений, обустройства и функционирования объектов госграницы, нужд обороны и не используемых в этих целях.

Эти изменения в основном связаны с возвратом земель Иле-Алатауского национального парка, выделенных для строительства курорта «Кокжайлау», и части земель государственного национального природного парка Бурабай. Изменения вызваны необходимостью сохранения природных комплексов и объектов природно-заповедного фонда, имеющих особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность и расположенных на возвращаемых земельных участках.

 

Кроме того, отмечаем, что согласно статье 10 Закона Республики Казахстан о «Правовых актах» иерархия нормативных правовых актов распределены по следующим нисходящим уровням:

  1. законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
  2. конституционные законы Республики Казахстан;
  3. кодексы Республики Казахстан;
  4. консолидированные законы, законы Республики Казахстан;
  5. нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;
  6. нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
  7. нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
  8. нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;
  9. нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
  10. нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

 

На основании вышеизложенного считаем, что замечания, предоставленные ОО «Зеленое спасение» к заключительному отчету Республики Казахстан о выполнении Решения VI/8g «Принимаемые меры по учету замечаний Решения VI/8g в проекте Экологического кодекса РК в новой редакции» необоснованными.

________________________________

[1] https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/pp/mop6/Decision_Excerpts_RU/Compliance_by_Kazakhstan_VI-8g.pdf.

[2] https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/pp/compliance/MoP6decisions/VI.8g_Kazakhstan/Correspondence_from_Party/Third_progress_report/frPartyVI.8g_13.10.2020_final_progress_report_letter.pdf.

[3] https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/pp/compliance/MoP6decisions/VI.8g_Kazakhstan/Correspondence_from_Party/Third_progress_report/frPartyVI.8g_13.10.2020_final_progress_report_rus.pdf.

[4] https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/pp/compliance/MoP6decisions/VI.8g_Kazakhstan/Correspondence_from_Communicant/frCommVI.8g_12.11.2020_comments_eng_rus.pdf.

[5] https://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/pp/compliance/MoP6decisions/VI.8g_Kazakhstan/Correspondence_from_Party/frPartyVI.8g_18.11.2020_comments_rus.pdf.