Разрушение природы как показатель прогресса?! (Реплика)

«По словам Бауыржана Искакова [экономист], туризм входит в число крупнейших и наиболее быстрорастущих отраслей мировой экономики. В ряде стран его вклад в ВВП достигает 8-10%, в Турции — около 10-12%. В Казахстане этот показатель пока составляет порядка 3-4%, что указывает на высокий потенциал роста» [1].

«Безобидный» туризм

Миф о безобидности и безвредности туризма для окружающей среды давно развеян. Международные эксперты еще в конце прошлого века суммировали негативное воздействие туризма на окружающую среду особо охраняемых природных территорий [2].

«Густая сеть подъемников, канатных дорого и горнолыжных трасс уже лишила многие горные долины их природных функций, превратив в индустриальные ландшафты, служащие нуждам массового туризма» [3].

О привлекательности горного туризма задолго до откровений наших доморощенных адептов сказано: «Главную привлекательность туризма составляют не отели, канатные дороги, подъемники и бассейны. В центре внимания, как и прежде, находятся эстетические свойства ландшафта. Его своеобразие, красота, способность воздействовать на чувства и эмоции людей играют решающую роль» [4].

Валовой внутренний продукт – критерий процветания?

«ВВП не учитывает загрязнение воздуха, истощение природных ресурсов, деграда­цию окружающей среды и потерю биораз­нообразия. Точнее, эти негативные внеш­ние факторы часто стимулируют рост ВВП без учета более широкого долгосрочного социально-экономического и экологиче­ского ущерба. За период с 1970 года ми­ровой ВВП удвоился, при этом масштабы истощения ресурсов увеличились более чем в три раза, что привело к катастрофи­ческим последствиям для окружающей среды. ВВП способствует формированию представления о том, что постоянный эко­номический рост без учета экологических и социальных соображений может разум­ным образом продолжаться бесконечно в пределах возможностей нашей планеты» [5].

Генеральный секретарь ООН А.Гутерриша «ранее говорил о чрезмерной зависимости глобальной политики от данных о валовом внутреннем продукте». «ВВП слишком высоко оценивают деятельность, истощающую планету, а не ту, которая поддерживает жизнь и способствует благополучию населения» [6].

В последнем докладе ЮНЕП «Глобальный экологический обзор 7. Будущее, которое мы выбираем» приведены убедительные доказательства того, что «традиционные показатели экономического роста, такие как ВВП, не учитывают истощение природных ресурсов, потерю биоразнообразия и деградацию окружающей среды» [7].

Экологический ущерб

Согласно вышеназванному докладу ЮНЕП: «Загрязнение воздуха приводит к потере 9,3% ВВП в регионах Восточной Азии и Тихого океана и к потере 10,3% в Южной Азии (Всемирный банк, 2022). Средняя потеря производительности труда среди работников из-за загрязнения в восемь раз выше в развивающихся странах, чем в развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона (Всемирный экономический форум, 2022)» [8]. Подчеркиваем, только загрязнение воздуха! Как известно Шымбулак уже многие годы подряд накрывает городской смог [9]. А если принять в расчет ущерб от выравнивания склонов, в результате которого почва теряет способность поглощать осадки и создаются условия для возникновения селей [10]; ущерб от потери биоразообразия, ущерб от всех видов загрязнения?!

В Национальных докладах о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов Республики Казахстан за 2023 и 2024 годы, подготовленных Министерством экологии и природных ресурсов, нет данных о потерях ВВП за счет экологического ущерба [11]. Нет данных и об ущербе, который хаотичное развитие туризма и избыточный туризм наносят особо охраняемым природным территориям.

Экологические услуги

В Национальных докладах нет данных об экосистемных услугах Иле-Алатауского национального парка и других ООПТ, которые жители республики бесплатно получают, при правильном функционировании их экосистем.

В Экологическом кодексе Казахстана «под экосистемными услугами понимаются выгоды, получаемые физическими и юридическими лицами от пользования экосистемами, их функциями и полезными свойствами» [12].

Простая арифметика

Давайте посчитаем. 3% (ВВП) – Х% (экологический ущерб) – У% (экологические услуги, которые недополучает население) = задача с двумя неизвестными! Отсутствие в официальных документах информации относительно размеров экологического ущерба, стоимости экологических услуг, потерь ВВП и вреда здоровью– это не случайность.

На что же тогда рассчитывают наши девелоперы? На госбюджет?! «По задумке вся инфраструктура должна быть обеспечена государством – это электричество, водоснабжение, канализация, водоотведение и газификация. В свою очередь частично поддержано, субсидировано государством строительство горной инфраструктуры, к которой относятся канатные дороги, система снижения и профилирования склонов. После этого придет частный инвестор на гостиницы, отели, горнолыжные школы, прокаты и прочие коммерческие объекты» [13],[14]. То есть, стимулируется рост ВВП без учета более широкого долгосрочного социально-экономического и экологического ущерба? Кому же в этой ситуации выгодно разрушение природы национальных парков, от целостности экосистем которых зависит здоровье и благополучие всех жителей Алматинской агломерации?

Что в итоге? Экоцид?

«“Экоцид” означает незаконные или беспричинные действия, совершаемые с осознанием того, что существует значительная вероятность причинения этими действиями серьезного и либо широко распространенного, либо долгосрочного ущерба окружающей среде» [15].

Ущерб от развития горного кластера может быть чрезмерным по сравнению с ожидаемыми социальными и экономическими выгодами! Он уже оказывает серьезное воздействие на природные, культурные и экономические ресурсы, выходит за пределы Иле-Алатауского национального парка, пересекает государственные границы. Ущерб причиняется всей горной экосистеме и большому количеству жителей Алматинской агломерации. Ущерб, нанесенный экологическим системам Иле-Алатауского национального парка, уже является необратимым и не может быть устранен путем естественного восстановления. И тем не менее: «Пропускную способность горных территорий в рамках развития Алматинского горного кластера планируют увеличить в пять раз – до 30 тыс. человек в день. Об этом сообщили в управлении туризма Алматы» [16].

Все логично. Сначала инвестируем в разрушение природы, затем в ее восстановление! Как писал один из крупнейших учёных-экономистов XX века Джон Кейнс: «Сооружение пирамид, землетрясения, даже войны могут послужить стимулом к увеличению богатства, если воспитание наших государственных деятелей на принципах классической политической экономии не позволяет выбрать какой-либо лучший путь. …

И нам приходится принимать такие страдания как неизбежный результат применения к деятельности государства тех заповедей, которые наилучшим образом приспособлены для того, чтобы “приносить обогащение” отдельному человеку» [17].

© Экологическое общество «Зеленое спасение», 2026.

При подготовке материала была использована информация из открытых общедоступных интернет-источников. Ссылки на сайты даны на момент публикации материала.


[1] Станет ли горный туризм новым драйвером экономики Казахстана?: https://inbusiness.kz/ru/news/stanet-li-gornyj-turizm-novym-drajverom-ekonomiki-kazahstana.

[2] П.Иглс, С.МакКул и др. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. Руководство по планированию и управлению. – М., 2006, с.41.

[3] Л.Люкшандерль. Спасите Альпы. – М., 1987, с.26.

[4] Л.Люкшандерль. Спасите Альпы. – М., 1987, с.117.

[5] Концептуальная записка 4 для «Нашей общей повестки дня»: Оценивать то, что важно: рамочная система, предусматривающая выход за рамки показателя валового внутреннего продукта. ООН, 2023: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/our-common-agenda-policy-brief-beyond-gross-domestic-product-ru.pdf.

[6] За пределами ВВП: ведущие эксперты призывают изменить подход к измерению экономического роста: https://news.un.org/ru/story/2026/01/1467161.

[7] Global Environment Outlook 7: A future we choose – Why investing in Earth now can lead to a trillion-dollar benefit for all. Nairobi. UNEP – 2025, p.721: https://wedocs.unep.org/handle/20.500.11822/49014.

[8] Global Environment Outlook 7: A future we choose – Why investing in Earth now can lead to a trillion-dollar benefit for all. Nairobi. UNEP – 2025, p.376: https://wedocs.unep.org/handle/20.500.11822/49014.

[9] Ледник тревоги нашей. Опубликовано 11 сентября 2020 (время обращение к сайту 31 декабря 2025 года) https://kazpravda.kz/n/lednik-trevogi-nashey/.

[10] Л.Люкшандерль. Спасите Альпы. – М., 1987, сс.31-32.

[11] Национальный доклад о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов Республики Казахстан за 2023 год: https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/documents/details/762991?lang=ru; Национальный доклад за 2024 год: https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/documents/details/935154?lang=ru.

[12] Экологический кодекс РК, статья 242, пункт 1.

[13] Во сколько обойдется создание Алматинского горного кластера?: https://www.inbusiness.kz/ru/news/vo-skolko-obojdetsya-sozdanie-almatinskogo-gornogo-klastera.

[14] Горнолыжным курортам в Казахстане выделят миллиарды тенге из бюджета: https://kz.kursiv.media/2026-01-15/svan-gornolyzhnym-kurortam-v-kazahstane-vydelyat-milliardy-tenge-iz-byudzheta-na-razvitie/.

[15] Independent Expert Panel for the Legal Definition of Ecocide. Commentary and core text. June 2021: https://www.stopecocide.earth/legal-definition.

[16] В Алматинском горном кластере хотят увеличить пропускную способность в пять раз: https://forbes.kz/articles/v-almatinskom-gornom-klastere-hotyat-uvelichit-propusknuyu-sposobnost-v-pyat-raz-2f5bb1.

[17] Дж.Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 2022, сс.144,146.