Безразмерные экосистемы или беспредельная жадность?

Климат зависит от людей, которые вас окружают.
Марк Твен. По экватору.

WhatsApp Image 2025-07-22 at 23.47.1116 июня 2025 года для обсуждения с общественностью на цифровой платформе «Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов»[1] был опубликован проект естественно-научного обоснования создания охранной зоны РГУ «Иле-Алатауского государственного национального природного парка» по городу Алматы[2] (далее – Проект).

«Цель проекта – дать научную, экономическую, экологическую и социальную оценку целесообразности создания охранной зоны Иле-Алатауского государственного национального природного парка (далее – Иле-Алатауский ГНПП), определить размер, границы, вид режима и порядок природопользования на территории охранной зоны» (Проект, с.3).

Проектировщики не имеют права оценивать «целесообразность создания охранной зоны». Ее создание является обязательным в соответствии со статьей 18 закона «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – закон об ООПТ). Они имеют право обосновать ее размеры, причем закон предусматривает ширину зоны (не менее двух километров), границы, виды режима и порядок природопользования.

11 июля Экологическое общество «Зеленое спасение» подготовило замечания на Проект и направило их разработчикам. Экологическое общество считает, что Проект должен быть исправлен, дополнен и доработан с учетом высказанных замечаний.

Но, несмотря на ряд существенных недоработок, в Проекте дана заслуживающая внимания характеристика экологической ситуации на территории, которая должна войти в охранную зону и, частично, на участках национального парка, прилегающих к городу.

В Багдаде не всё спокойно!

Авторы Проекта признают: «Отсутствие четких правовых границ и научного обоснования режима охраны препятствует выполнению природоохранных задач и усиливает антропогенное давление на экосистемы парка» (Проект, с.7).

Мы ежедневно сталкиваемся с рекламными призывами посетить национальный парк и насладиться разнообразием его животного мира. Но реальность значительно отличается от рекламной картинки. «Основным лимитирующим фактором, негативно влияющим на численность и распределение большинства видов млекопитающих на территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка, выступает антропогенное воздействие. Наиболее существенное влияние оказывает браконьерство, а также беспокойство со стороны туристов, особенно так называемых “диких” (неорганизованных), чье присутствие нередко сопровождается нарушением режимов тишины, разрушением мест обитания и загрязнением среды» (Проект, с.33).

Результаты мониторинга экологической ситуации в Иле-Алатауском национальном парке, который проводит Экологическое общество, позволяют значительно дополнить этот вывод. Организованные туристы порой наносят гораздо больший и систематический вред, чем «дикие». Их пристанища – это визит-центры и зоны отдыха с толпами отдыхающих и сотнями машин, банями, шашлычными, кострами и самоварами, громкой музыкой и грудами мусора. Здесь постоянный шум и искусственный свет в ночное время. Как результат – растительный покров вытоптан, самые распространенные животные здесь – крысы; почва и воды загрязнены отходами человеческой жизнедеятельности, а воздух – выхлопными газами и дымом.

Как следствие массового неконтролируемого наплыва автотуристов – деградация почв.  «Проявления деградации почв на территории охранной зоны Иле-Алатауского ГНПП носят локальный характер и связаны с техногенными (дорожная дигрессия) факторами.

Более значительные нарушения почвенного покрова связаны с движением автотранспорта по территории охранной зоны парка» (Проект, с.55).

«Даже незначительные нарушения, связанные с уничтожением растительного покрова, переуплотнением поверхностных почвенных горизонтов, образованием вторичных форм рельефа при малой мощности и щебнистости большинства горных почв приводят к интенсификации водной эрозии, последствия которой в большинстве случаев являются необратимыми и даже могут служить причиной возникновения селей и оползней» (Проект, с.55).

IMG_20Выводы авторов Проекта согласуются с мнением ученых, исследовавших причины возникновения антропогенных селей, образовавшихся 21 июля 2013 года и 30 июня 2024 года в бассейне реки Левый Шымбулак. «В бассейне р.Шымбулак формировались катастрофический сель в 1921 г. и сели, заслуживающие внимания, в 2013 и 2024 гг. Активизация селей в бассейне р.Шымбулак в последние десятилетия объясняется нарушением почвенно-растительного покрова при профилировании склонов и планировочных работах на горнолыжных трассах курорта “Шымбулак”.

Значительная доля вины за поощрение и разрешение проектирования и строительства горнолыжных трасс на селеопасных территориях лежит на научных и государственных организациях, отвечающих за охрану окружающей среды. Формирование селя 30 июня 2024 г. подтверждает своевременное прекращение строительных работ по созданию горнолыжного курорта “Кок-Жайляу”»[3].

Авторы Проекта считают, что «наиболее глубокую трансформацию претерпевают почвы в результате пожаров и очистки площадок для ИЖС и других строений» (Проект, с.56).

Относительно состояния водных объектов они утверждают, что «основными загрязняющими веществами в водных объектах являются фосфор общий, магний. Превышения нормативов качества по данным показателям в основном характерны для сбросов сточных городских вод в условиях многочисленного населения» (Проект, с.57).

К сожалению, авторы не указали, что одной из главных причин загрязнения являются многочисленные нарушения режима водоохранных зон и полос как в национальном парке, так и за его пределами[4]. Не указали и на характеристику воды по видам водопользования. Например, согласно данным «Казгидромета» в Алматы нет воды первого и даже второго класса качества[5]. Все водные объекты города имеют воду третьего класса[6]. По данным за май 2025 года вода Малой Алматинки отнесена к четвертому классу[7]!

20180318_124349 - копияОтносительно состояния воздушного бассейна авторы ограничились замечанием о том, что «самыми крупными населенными пунктами, которые могут влиять на состояние атмосферного воздуха в пределах охранной зоны Иле-Алатауского ГНПП, являются города Алматы, Талгар и Каскелен» (Проект, с.57).

Им следовало более глубоко исследовать влияние загрязнения воздушного бассейна на экологические системы национально парка и будущей охранной зоны. Согласно данным «Казгидромета» «за последние 5 лет 2021-2025 гг. стабильный высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха наблюдается в городе Караганда, Алматы, Темиртау.

Основные загрязняющие вещества следующие: … г.Алматы – взвешенные частицы РМ-2,5, оксид углерода, диоксид азота»[8]. «За май 2025 года из 70 населенных пунктов к степени низкого загрязнения атмосферного воздуха отнесены 33 населенных пунктов, 20 населенных пунктов – к степени повышенного загрязнения, 12 населенных пунктов – к степени высокого загрязнения, 5 населенных пунктов – к степени очень высокого загрязнения.

— к степени очень высокого уровня загрязнения относятся 5 населенных пункта: гг. Алматы, Караганда, Сатпаев, Талгар, Петропавловск»[9]!

Авторы не указали границы распространения смога по территории Иле-Алатауского ГНПП, хотя имеются обоснованные предположения, что смог переносится даже на территорию Киргизии. Уже в 2000 году ученые с беспокойством заявляли, что «с большой долей вероятности можно утверждать, что загрязнение воздушного бассейна г.Алматы приводит к загрязнению гляциально-нивального [пояс вечных снегов и ледников. – Прим. авт.] пояса Заилийского Алатау»[10].

В результате усиления антропогенного воздействия страдает и растительность горного района. «В последние десятилетия на территории Илейского Алатау наблюдается всё более выраженное нарушение структуры и состава естественных растительных сообществ, что напрямую связано с ростом антропогенного и рекреационного давления. Особенно уязвимыми в этом отношении являются сообщества дикоплодовых лесов, отличающиеся высокой экологической и биологической ценностью, наличием реликтовых, редких и эндемичных видов» (Проект, с.58).

Ярким подтверждением вышесказанного является вырубка для строительства водозабора в Аксайском ущелье 12 тысяч деревьев, в том числе краснокнижных, в 2023 году[11]. Пострадали в первую очередь дикоплодовые леса. Заявления о компенсационных посадках за вырубленные естественные экосистемы – это миф, придуманный для оправдания беззакония. Даже если все посаженные деревья выживут, они не смогут воспроизвести уничтоженную естественную экосистему.

Но этим угрозы древесным сообществам не исчерпываются. «Зафиксировано полное отсутствие подроста и молодых особей древесных и кустарниковых пород в районах интенсивного посещения, что свидетельствует о прекращении процессов естественного возобновления леса» (Проект, с.58)!

Разумеется, что страдает и травянистая растительность. «Основные причины разрушения травяного покрова и подроста связаны с бесконтрольной хозяйственной деятельностью, прежде всего строительством индивидуального жилищного сектора, торговых объектов и вспомогательной инфраструктуры» (Проект, с.59).

Результаты мониторинга, осуществляемого Экологическим обществом, указывают на то, что сильное воздействие на состояние травяного покрова оказывает неконтролируемый выпас скота практически во всех ущельях национального парка. Показательно, что часто выпас осуществляют в местах массового туризма.

Не обошли вниманием авторы Проекта и мусорную проблему. «По всей территории ГНПП и охранной зоны имеются несанкционированные свалки бытового мусора, которые не только загрязняют территорию, но и нарушают ее эстетическую привлекательность» (Проект, с.61).

Вопрос о мусоре в национальных парках обсуждается уже десятилетия. Конца и края этой дискуссии не видно! С завидным упорством наши уполномоченные органы не желают применять имеющийся зарубежный опыт: запретить одноразовый пластик в границах ООПТ, создать герметические мусорные баки, проводить кампанию с посетителями – «что принес то и унеси»!

Суммируя антропогенное давление на экосистемы парка и сопредельные территории авторы Проекта определяют техногенные и антропогенные угрозы.

«I. Техногенные угрозы:

  1. Строительство индивидуального жилья, дач, торговых объектов и инженерной инфраструктуры – приводит к полной локальной деструкции естественного растительного покрова и разрушению почвенного покрова.
  2. Прокладка автомобильных и временных строительных дорог с использованием тяжёлой техники … способствует возникновению оползней, селей и других гравитационных процессов. Эти процессы вызывают гибель растительности как непосредственно в зоне воздействия, так и на прилегающих территориях…
  3. Антропогенные угрозы:
  4. Вырубка древесных и кустарниковых пород населением с целью заготовки дров и строительных материалов…
  5. Сбор зелёной массы и подземных органов растений (корневищ, луковиц, клубней)…
  6. Локальные рекреационные нагрузки приобретают всё большую значимость среди факторов разрушения растительного покрова» (Проект, с.59).

И как итог природные экологические системы превращаются в свою противоположность. «Значительная часть природных комплексов подверглась антропогенной трансформации. Территории, занятые под застройку населённых пунктов, инфраструктурные и рекреационные объекты, претерпели существенные изменения. Эти участки относятся к классу антропогенных (селитебных) ландшафтов, в которых изменены микроклиматические условия, почвенный покров, режим поверхностного стока, а также флористические и фаунистические сообщества» (Проект, с.63)!

Стратегическое значение!

Можно было бы привести большее количество цитат из Проекта, доказывающих крайнюю серьезность экологической ситуации. Но мы считаем, что вышеназванных фактов вполне достаточно. Авторы Проекта делают однозначный вывод: «Растущая антропогенная нагрузка на природные экосистемы Иле-Алатауского ГНПП, а также интенсификация хозяйственного освоения прилегающих территорий вызывают необходимость пересмотра и расширения существующей охранной зоны. Данный шаг имеет как природоохранное, так и стратегическое значение в контексте устойчивого развития региона» (Проект, с.69).

К сожалению, они не анализируют причины усиливающегося антропогенного воздействия на природные системы, в частности, несовершенство законов и их нарушение, вмешательство местных исполнительных органов власти в основную деятельность национального парка, низкий уровень общей культуры и экологической грамотности казахстанцев. И, наконец, аппетиты бизнесменов, которых не убеждают никакие аргументы, даже угроза жизни и благосостоянию людей.

Но главное в Проекте прозвучало! Необходимость пересмотра и расширения существующей охранной зоны «имеет как природоохранное, так и стратегическое значение в контексте устойчивого развития региона»! Имеют ли горнолыжные курорты, разрушающие естественные экологические системы, стратегическое значение для устойчивого развития региона?

Трагизм сегодняшней ситуации в том, что наши бизнесмены и чиновники, в основной массе страдают долларовой слепотой и глухотой. Это иллюзии и избитые аргументы о тысячах рабочих мест и баснословных прибылях. Они не желают прислушиваться ни к выводам международных экспертов, ни к аргументам ученых, ни к мнению специалистов, ни к голосу общественности. Они не желают слышать о том, что их деятельность наносит непоправимый ущерб экологическим системам национального парка. Именно они формируют нездоровый климат, в котором частные интересы доминируют над государственными и общественными[12]!

 

© Экологическое общество «Зеленое спасение», 2025.

При подготовке материала была использована информация из открытых общедоступных интернет-источников. Ссылки на сайты даны на момент публикации материала.

[1] https://hearings.ndbecology.gov.kz/Disscusion/DisPublic/PublicHearingDetail?hearingId=17789

[2] Проект естественно-научное обоснование создания охранной зоны РГУ «Иле-Алатауского государственного национального природного парка» по городу Алматы. ТОО «AspanTau LTD». Алматы, 2025.

[3] Б.С.Степанов, Р.К.Яфязова. Антропогенный сель, наблюдавшийся в бассейне реки Шымбулак 30 июня 2024 года // Гидрометеорология и экология, №4, 2024, с.59: https://journal.kazhydromet.kz/kazgidro/issue/view/129.  

[4] «Об установлении водоохранных зон, полос и режима их хозяйственного использования на территории города Алматы». Постановление Акимата города Алматы от 15 декабря 2020 года № 4/580 (с изменениями от 24.08.2022 г.): https://adilet.zan.kz/rus/docs/V20R0001672

[5] Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды Республики Казахстан. Казгидромет. Январь 2025 год, с.14: https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/documents/details/801420

[6] Первый класс (очень хорошее качество) – воды данного класса предназначены для всех видов (категорий) водопользования.

Второй класс (хорошее качество) – вода пригодна для всех видов водопользования; — только для хозяйственно питьевого водоснабжения требуется метод простой водоподготовки.

Третий класс (умеренно загрязненные) – воды этого класса водопользования нежелательно использовать для разведения лососевых рыб, а для использования их в целях хозяйственно-питьевого назначения требуются более эффективные методы очистки. Для всех других категорий водопользования (рекреация, орошение, промышленность) виды этого класса пригодны без ограничения.

Четвертый класс (загрязненные) – воды этого класса водопользования пригодны только для орошения и промышленного водопользования, включая гидроэнергетику, добычу полезных ископаемых, гидротранспорт. Для использования вод этого класса водопользования для хозяйственно-питьевого водопользования требуется интенсивная (глубокая) подготовка вод на водозаборах.

[7] Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды Республики Казахстан. Казгидромет. Май 2025 год, с.15: https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/documents/details/858268.    

[8] Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды Республики Казахстан. Казгидромет. Январь 2025 год, с.5: https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/documents/details/801420.

[9] Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды Республики Казахстан. Казгидромет. Май 2025 год, с.4: https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/documents/details/858268.   

[10] Результаты исследования загрязнения снежного покрова в бассейнах рек Большая и Малая Алматинка. И.В.Северский, В.Н.Уваров. В кн.: Международный экологический Форум «Балхаш-2000» (по проблемам устойчивого развития Или-Балхашского бассейна) 16-18 ноября, Алматы, 2000, с.151.

[11] Национальный парк, вода, земля и 12 тысяч вырубленных деревьев: http://esgrs.org/?p=32769

[12] Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.07.2025 г.), статья 3.