Прошли общественные слушания по проекту «Кок-Жайляу»

IMG_2469Сегодня, 11 января 2013 года, прошли общественные слушания по проекту «Кок-Жайляу». Экологическое общество «Зеленое спасение» подготовило и передало замечания по проекту предварительная оценка воздействия на окружающую среду (предОВОС) организаторам слушаний. А также было передано открытое письмо общественности, подписанное 3666 людьми. Так как далеко не всем желающим была дана возможность выступить, мы проводим пресс-конференцию 15 января 2013 года в 14.00 в КАЗАХСТАНСКОМ ПРЕСС-КЛУБЕ. Адрес: м/р-н “Самал-2”, дом 58, ул. Фурманова, угол ул. Аль-Фараби, Бизнес-центр “САТТІ”, Подъезд 1 (от Фурманова), 2-й этаж — пресс-зал, 7-й этаж. Приглашаем всех желающих.

* * *

ЗАМЕЧАНИЯ ЭО «ЗЕЛЕНОЕ СПАСЕНИЕ» К ПРЕДОВОС «ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ЛЫЖНОГО КУРОРТА «КОК-ЖАЙЛЯУ»

1. Ознакомление с предОВОС подтверждает, что систематические нарушения Республикой Казахстан требований международного законодательства и недостатки национального законодательства об информировании общественности и участии общественности в процессе принятия решений препятствуют реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и выполнению ими своих обязанностей согласно 38 статье конституции(1), Экологическому кодексу РК, закону «Об ООПТ» и другим нормативным правовым актам.

1.1. В Экологическом кодексе закреплены права физических и юридических лиц «участвовать в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды»(2), однако до настоящего момента не разработаны и не утверждены механизмы и процедуры реализации этого права.

В Экологическом кодексе закреплены права физических и юридических лиц на доступ к экологической информации(3). Однако они постоянно нарушаются.

1.2. Правила проведения общественных слушаний, утвержденные 7 мая 2007 года Приказом министра охраны окружающей среды Республики Казахстан № 135-п и опубликованные в «Юридической газете» от 15 июня 2007 года № 90 (с изменениями от 02.04.2012 г.), противоречат законам Республики Казахстан(4) и п.5 ст.2 Орхусской конвенции(5).

1.3. Организация данных общественных слушаний убедительно подтверждает выше сказанное.
В объявлении о проведении общественных слушаний, опубликованном 27 декабря 2012 года в газете «Вечерний Алматы»:
— не указан государственный орган, ответственный за принятие решений по данному вопросу;
— не указан государственный или другой орган, куда направляются замечания и вопросы;
— не указаны сроки представления замечаний или вопросов;
— не говорится, попадает ли данный проект под трансграничную процедуру ОВОС.

Доступ общественности к предОВОС был открыт лишь за несколько дней до общественных слушаний. Доступ к нему в Интернете стал возможен только после того как предОВОС был опубликован на сайте ЭО «Зеленое спасение». Все это не позволило заинтересованной общественности подробно ознакомиться с документом и подготовить подробные замечания.

Кроме того, не был предоставлен доступ к полной документации проекта.

Все вышеперечисленное является нарушением главных принципов Орхусской конвенции о своевременном и эффективном информировании общественности на самом начальном этапе процедуры принятия решений, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов.

Все вышеназванные нарушения Орхусской конвенции и национального законодательства ставят под сомнение законность данных общественных слушаний.

2. Несоответствие предОВОС требованиям законодательства РК и «Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2012 г.)(6)

«5. ОВОС осуществляется на основе следующих принципов: …

3) альтернативности – оценка последствий базируется на обязательном рассмотрении альтернативных вариантов проектных решений, включая вариант проектных решений, включая вариант отказа от намечаемой деятельности («нулевой» вариант)».

В предОВОС фактически не рассматривается альтернативный (нулевой) вариант. Авторы проекта голословно заявляют, что «отказ от развития ГЛК может привести туристический бизнес и отдельные компоненты инфраструктуры города в состояние застоя, а при отсутствии окупаемости и к упадку» (стр.87).

4) достаточности – степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической значимостью воздействия намечаемой деятельности для окружающей среды, местного населения, сельского хозяйства и промышленности;
В предОВОС неоднократно говорится об отсутствии информации (стр.31.) или недостаточности имеющейся информации (стр.17). Некоторые разделы написаны на основе научных исследований советского периода, в частности, 1940-х и 1950-х годов (стр.25, 29)(7) . За исключением нескольких разделов (о состоянии ледников, состоянии дикоплодовых лесов, загрязнении атмосферного воздуха) полностью отсутствует информация о динамике развития социально-экологической ситуации. Важнейшая информации о химическом загрязнении почв, о несанкционированных свалках, о незаконных захватах земель, о сторонних собственниках на территории Иле-Алатауского национального парка полностью отсутствует и т.д.

5) сохранения – намечаемая деятельность не должна приводить к уменьшению биологического разнообразия, снижению биопродуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также ухудшению жизненно важных свойств природных компонентов биосферы в зоне влияния намечаемой деятельности.

В предОВОС неоднократно говорится о том, что проектом предусмотрено снятие грунта (стр.92), вырубка 27,4 га леса (стр.92), трассы планируется провести даже в зоне заповедного режима Иле-Алатауского ГНПП (стр.6-7), на которых произрастают и обитаю краснокнижные растения и животные.

8) участия общественности – в процессе проведения ОВОС обеспечивается доступ общественности к информации по ОВОС и учитывается общественное мнение (общественные обсуждения материалов ОВОС).

Общественность практически отстранена от участия в процессе принятия решений (см. пункт 1.) Информация о роли общественности в процессе принятия решения не содержит даже упоминания об обращении общественности, в том числе зарубежной, с требованиями не допустить строительство курорта (стр. 80-81).

Все вышеназванные нарушения указывают на полное несоответствие предОВОС требованиям национального законодательства.

3. ПредОВОС содержит многочисленные искажения правовых норм, неточности. Большой объем социально-экологической информации остался неосвещенным.

3.1 В предОВОС допускаются произвольные трактовки законодательства – Водного кодекса и закона «Об ООПТ». Например: «Курортные площадки располагаются вдоль рек Терисбутак и Казашка, в 20м от русла. Законодательство не определяет статус охраны этих рек. Из предосторожности было принято, что и на эти реки распространится 500м водоохранная зона и 55м водоохранная полоса, обозначенная для более крупных рек.» (стр.5). Правовой статус данных водоемов на территориях ООПТ определяется статьей 1, подпунктами 3, 15 и другими статьями закона «Об ООПТ»(8)  и статьей 19 и статьей 116 (пункт 5) Водного кодекса(9) . Правилами установления водоохранных зон и полос, утвержденных Правительством РК от 16 января 2004Г. № 42 (пункты 7,8) и Лесным кодексом РК.

3.2. В предОВОС допускаются произвольные трактовки Земельного кодекса.

Например: «Зоны и полосы не распространяются на территорию Национального парка. Большое Алматинское Озеро является объектом государственного природно-заповедного фонда республиканского значения и объектом охраны окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение. Территория протяженностью 200-250м по обе стороны от реки Б.Алматинка и БАО включена в территорию города, с соответствующим применением водоохранных зон и полос, но и статус охранных зон парка оставлен на этой территории» (стр.102). Согласно статье 108 п.6  Земельного кодекса правовой статус земель не меняется с изменением административных границ, то есть собственником территории остается национальный парк и акимат не имеет права распоряжаться данными землями(10) .

3.3. Непонятна позиция авторов предОВОС, ведь предполагаемое строительство приведет к нарушению законодательства «Об ООПТ».

«Верхние лыжные трассы на склонах выше существующих трасс Шымбулака попадают в зону заповедного режима Иле-Алатауского ГНПП, где запрещается любая строительная и коммерческая деятельность. К тому же в этом регионе обитает снежный барс, занесенный в Красную Книгу. Новые планируемые лыжные трассы проходят по склонам с вечной мерзлотой, проседающим при уменьшении отражающей способности их поверхности. Уменьшение может быть результатом чрезмерной расчистки и профилирования трасс» (стр.6-7).

3.4. Непонятна позиция авторов предОВОС относительно планируемого в процессе строительства уничтожения краснокнижных растений и мест обитания краснокнижных животных (стр.6), что является уголовным преступлением и карается в соответствии со статьей 290 Уголовного кодекса РК(11) .

3.5. В предОВОС не указано, что Правительство внесло Иле-Алатауский национальный парк в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Не указано, что он попадает под действие конвенции «О биологическом разнообразии», под реализацию государственной программы «Жасыл-даму».

3.6. В предОВОС не рассматривается правовая ситуация на территории национального парка и его границах, грубые нарушения закона «Об ООПТ», допускаемые городскими властями и другими госорганами. Например, согласно статье 18 закона «Об особо охраняемых природных территориях» для охраны и защиты заповедников, национальных парков от неблагоприятного внешнего воздействия вокруг них устанавливаются охранные зоны шириной 2 километра. В зонах запрещается деятельность, отрицательно влияющая на состояние экологических систем ООПТ. В 2005 году Акимат Алматинской области издал постановление о создании такой зоны, а Акимат города просто проигнорировал этот пункт закона, зона не установлена до настоящего момента(12) .

4. Выводы:

Следует отметить крайне низкий уровень подготовки предОВОС и несовместимость планируемой хозяйственной деятельности с требованиями международного и национального законодательства.

1. Разработка проекта ведется с грубыми нарушениями главных принципов Орхусской конвенции о своевременном и эффективном информировании общественности на самом начальном этапе процедуры принятия решений, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов.  Все вышеназванные нарушения Орхусской конвенции и национального законодательства ставят под сомнение законность данных общественных слушаний.

2. Нарушены принципы проведения ОВОС, предусмотренные национальным законодательством.

3. Содержание предОВОС не раскрывает ни социально-правовых, ни социально-экологических последствий планируемой хозяйственной деятельности.

4. Не указывается, что строительство горнолыжного курорта планируется на территории ООПТ республиканского значения – Иле-Алатауского национального природного парка.

5. Содержание предОВОС лишний раз подтверждает плачевное состояние Иле-Алатауского национального природного парка и несовместимость планируемой хозяйственной деятельности с назначением национального парка – ООПТ республиканского значения, недопустимость реализации данного проекта на его территории.

6. Уполномоченные органы в области охраны окружающей среды проявляют непростительную пассивность, фактически, содействуют уничтожению Иле-Алатауского национального парка.
__________________________________________

1. Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 07.10.1998 г.). Статья 38. «Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам».
2. Экологический кодекс РК. Статья 13, пункт 1.4, статья 14, пункт 1.3.
3. Там же. Статья 13, пункт 1.7, статья 14, пункт 1.7.
4. Согласно ст.6 п.1 Закона РК «О нормативных правовых актах», акты низшего уровня не должны противоречить актам высшего уровня.
5. В п/п 2 п.3 Правил записано: «2) заинтересованная общественность – это общественность, на которую влияет РЕАЛИЗАЦИЯ решений по вопросам, касающимся окружающей среды». Согласно п.5 ст.2 Орхусской конвенции «заинтересованная общественность – это общественность, которая затрагивается или может затрагиваться ПРОЦЕССОМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе; для целей данного определения неправительственные организации, содействующие охране окружающей среды и отвечающие любым требованиям, предъявляемым национальным законодательством, считаются организациями, имеющими заинтересованность».
Определение, данное в Правилах, ущемляет права общественности, отстраняет ее от процесса принятия решений. Согласно Правилам, когда решение уже принято и если интересы общественности затрагиваются процессом его реализации, только тогда общественности предоставляется право защищать свои права. Таким образом, проведение общественных слушаний утрачивает смысл, заложенный в ст.6 Конвенции: «Участие общественности в принятии решении по конкретным видам деятельности»!
6. Утверждена приказом министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 204-п.
7. Согласно Экологическому кодексу РК статья 41, пункт 1.15 документация по ОВОС включает «указание на трудности и недостаток информации», но при отсутствии информации ОВОС не может быть проведен.
8. Закон «Об ООПТ» ст.1. п.3 «особо охраняемая природная территория – участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны».
9. Водный кодекс РК. Статья 19. «Порядок образования, режим охраны водных объектов особо охраняемых природных территорий и пользования ими, а также условия деятельности в них устанавливаются законодательством Республики Казахстан об особо охраняемых природных территориях».
10. «Включение земельных участков в черту города, поселка, села не влечет прекращения права собственности или права землепользования на эти участки».
11. Уголовный кодекс. Статья 290. Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных и (или) их частями и дериватами, а также с растениями и животными и (или) их частями и дериватами, изъятие которых запрещено. Незаконное добывание, приобретение, хранение, сбыт, ввоз, вывоз, пересылка, перевозка, а равно уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных и (или) их частей и дериватов, а также растений и животных и (или) их частей и дериватов, на которых введен запрет на пользование, или мест их обитания — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества осужденного, а также имущества, являющегося объектом преступных действий, орудием или средством совершения преступления, предметом, изъятым из обращения.
12. Ответ Комитета лесного и охотничьего хозяйства №25-02-01-17/1841-КЛОХ от 8 июня 2012 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение».