…Культурному и природному наследию
все более угрожает разрушение,
вызываемое не только традиционными причинами повреждений,
но также и эволюцией социальной и экономической жизни…
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Преамбула.
Тридцать лет назад, в пятницу, 29 апреля 1994 года, Казахстан стал стороной Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия[1]. В понедельник, 29 апреля 2024 года, об этом никто не вспомнил. Ни Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов в чьем подчинении находятся особо охраняемые природные территории, включенные в Список всемирного наследия, ни Министерство культуры и информации, отвечающее за культурное наследие. На брифинге официального представителя МИД Казахстана А.С.Смадиярова, состоявшемся 29 апреля 2024 года, было сказано о ежегодном будничном заседании Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО, запланированном на 30 апреля[2]. В официальном материале о заседании комиссии тоже нет упоминания об этой важной дате[3]. Безмолвствовал и Офис ЮНЕСКО в Алматы[4], созданный в том же 1994 году. Словом, официальные органы отметили этот «юбилей» молчанием.
Обошли его вниманием и средства массовой информации. Ну, не для массового читателя предназначена информация о всемирном наследии! Хотя и криминала, и скандалов, связанных с объектами всемирного наследия в Казахстане, более чем достаточно.
Успехи
Что же было сделано за тридцать лет?
В Список всемирного наследия включены шесть объектов.
В 2003 году – Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (Mausoleum of Khoja Ahmed Yasawi), культурное наследие.
В 2004 году – петроглифы и археологический ландшафт Тамгалы (Petroglyphs of the Archaeological Landscape of Tanbaly), культурное наследие.
В 2008 году – Сары-Арка – степи и озера Северного Казахстана (Saryarka-Steppe and Lakes of Northern Kazakhstan), природное наследие.
В 2014 году – Сеть маршрутов Чанъань-Тянь-Шанского коридора Шелкового пути (Silk Roads: the Routes Network of Chang’an-Tianshan Corridor), культурное наследие, трансграничный объект совместно с Китаем и Киргизией.
В 2016 году – Западный Тянь-Шань (Western Tien-Shan), природное наследие, трансграничный объект совместно с Киргизией и Узбекистаном.
В 2023 году – Туранские пустыни умеренного пояса (Cold Winter Deserts of Turan), природное наследие, трансграничный объект совместно с Туркменистаном и Узбекистаном.
30 апреля 2024 года в ходе заседания Национальной комиссии глава регионального офиса ЮНЕСКО в Алматы вручил ее председателю оригинал сертификата о включении в Список всемирного наследия национального парка «Алтын-Эмель» и заповедника «Барсакельмес» – частей объекта Туранские пустыни умеренного пояса.
Шесть объектов. Много это или мало, судите сами. Крошечная Коста-Рика имеет 4 объекта всемирного наследия, Киргизия – 3, Финляндия – 7, Дания – 11, Бельгия – 16.
Отрадно, что количество объектов всемирного наследия в Казахстане увеличивается. Но с каждым годом появляется все больше опасений за их будущее.
Неуспехи
Национальный парк «Алтын-Эмель»
В конце 2008 года Акционерное общество «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями» (KEGOC) обратилась во Всемирный банк с заявкой на финансирование проекта «Схема выдачи мощности Мойнакской ГЭС».
Согласно проекту, строившуюся на реке Чарын Мойнакскую ГЭС планировалось соединить с действующими электрическими сетями. Линии электропередачи предполагали провести по территориям национальных парков Чарынский и «Алтын-Эмель». Разработчики проекта заверяли, что строительство «не окажет отрицательного воздействия на растительный и животный мир». Их не смутило даже то, что «Алтын-Эмель» еще в 2002 году был включен в предварительный перечень объектов для номинации в Список всемирного наследия ЮНЕСКО!
Обеспокоенная общественность подняла тревогу и начала кампанию в защиту национальных парков. 17 марта 2009 года во Всемирный банк было направлено требование отказаться от финансирования проекта, нарушающего «Операционную политику Всемирного банка – Естественная среда обитания» и нормы национального законодательства. Общественность требовала выбрать альтернативные маршруты для строительства.
В мае было направлено открытое письмо президенту, в парламент, в Министерство охраны окружающей среды, в Министерство сельского хозяйства, в Комитет лесного и охотничьего хозяйства, в Министерство энергетики и минеральных ресурсов. Его подписали 85 активистов из Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Украины. Оно вызвало большой резонанс.
Всемирный банк признал обращение общественности обоснованным и приостановил финансирование проекта. Акционерное общество согласилось, что его первоначальный вариант противоречит требованиям закона «Об особо охраняемых природных территориях». К октябрю была проведена корректировка проекта. Кампания завершилась успешно, линии электропередачи были возведены, но парки остались в целости и сохранности.
20 сентября 2023 года Национальный парк «Алтын-Эмель» был включен в Список всемирного наследия в качестве одного из участков номинации Туранские пустыни умеренного пояса. С момента внесения национального парка в предварительный перечень всемирного наследия прошло более 20 лет!
Нам бы радоваться тому, что в стране появился новый объект всемирного природного наследия! Если бы не одно существенное «но»! 2 июня 2023 года на рассмотрение Мажилиса Парламента были представлены очередные изменения в законодательные акты, касающиеся особо охраняемых природных территорий. Суть предложений сводится к тому, чтобы расширить возможности для перевода их земель в земли запаса независимо от того, распространяются ли на них нормы международных конвенций (до 1 мая 2024 года они не были приняты).
Летом 2014 года городище Талгар, процветавшее в VIII-XIII веках нашей эры, было включено в Сеть маршрутов Чанъань-Тянь-Шанского коридора Шелкового пути и с гордостью стало носить титул объекта всемирного наследия.
Осенью того же года китайская делегация, решившая осмотреть объекты, расположенные на территории Казахстана, приехала в Талгар и была крайне удивлена. По археологическому памятнику была проведена разметка строившейся автодороги к горнолыжному курорту «Ак-Булак». В нескольких метрах от оборонительного вала уже завершалось сооружение моста через реку Талгар.
Разразился грандиозный скандал. Строительство остановили, пообещали всё сделать по закону, построить дорогу в обход городища, обеспечить охрану памятника. Но в начале июня 2016 года строительство возобновилось. Бизнес-археологи провели охранные раскопки, доказывая, что ничего ценного здесь нет! А ученые – наши, китайские, из Комитета всемирного наследия – ничего не смыслят ни в археологии, ни во всемирном наследии! Дорожники проложили через южную часть городища выемку под полотно автотрассы… Но скандал приобрел международный характер, поэтому им не удалось завершить начатое.
Дважды приезжали международные комиссии.
27 октября 2016 года заместитель премьер-министра И.Тасмагамбетов провел на городище выездное совещание с представителями уполномоченных органов. Строительство полностью остановили. Выемку под полотно дороги засыпали грунтом и сверху припорошили соломкой. Установили информационные щиты, отремонтировали ограждение. Однако строительство моста не прекратили.
Через несколько дней, 8 ноября, городище посетили представители Центра всемирного наследия, Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест, Министерства культуры и спорта, Министерства иностранных дел (Национальная комиссия по делам ЮНЕСКО), Института археологии, местных органов власти, Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматинской области, общественности и СМИ. Международные эксперты подготовили «суровый» доклад, в котором говорилось о нарушениях требований Конвенции о всемирном наследии государственными органами Казахстана.
Только после этого Городище Талгар передали под эгиду Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык». Минимальные требования Центра всемирного наследия постепенно выполнили. Построили дорогу в объезд памятника. Отремонтировали входную группу. Установили новые информационные щиты, огородили объект со всех сторон. Въезд и вход на территорию памятника полностью закрыли. Выпас скота прекратили. С востока и севера заасфальтировали улицы.
Но городище по-прежнему не похоже на туристическую Мекку. В охранной зоне продолжают строить особняки. Злополучный мост, видимо, решили оставить в качестве памятника всесилию коррупции.
Сайрам-Угамский национальный парк
В 2016 году Сайрам-Угамский национальный парк в качестве одного из участков номинации Западный Тянь-Шань был включен в Список всемирного наследия. Но четыре года спустя был принят «План развития гидроэнергетической отрасли Республики Казахстан на 2020-2030 годы». Согласно плану, предполагается внести изменения в законодательство, чтобы разрешить изъятие земель особо охраняемых природных территорий для строительства ГЭС. Под номером 68 в плане упомянута река Угам! То есть, нарушение норм Конвенции о всемирном наследии допускается даже на правительственном уровне?!
В 2022 году была проведена корректировка технико-экономического обоснования национального парка в части функционального зонирования и генерального плана развития инфраструктуры. Необходимость ее обосновывалась, в частности, «созданием каскада ГЭС и водовода для обеспечения питьевой водой населенных пунктов». Авторы Корректировки даже не вспомнили, что Сайрам-Угамский национальный парк включен в Список всемирного наследия.
Проблема, как и с Талгаром и национальным парком «Алтын-Эмель», снова вышла на международный уровень. В 2021 и 2023 годах Комитет всемирного наследия включил в свои решения отдельные пункты относительно ситуации в Сайрам-Угамском национальном парке[5]. Комитет всемирного наследия выразил крайнюю обеспокоенность по поводу планируемых изменений в Сайрам-Угамском национальном парке, так как это может «повлиять на выдающуюся универсальную ценность объекта». Комитет попросил Казахстан «предоставить дополнительную информацию об этом изменении границ на национальном уровне».
10-11 февраля 2024 года специалисты Центра всемирного наследия ЮНЕСКО посетили национальный парк и ознакомились с ситуацией. Каким будет их решение?
Иле-Алатауский национальный парк
Более 15 лет не прекращается уничтожение природных комплексов Иле-Алатауского национального парка, включенного в 2002 году в предварительный перечень объектов для номинации в Список всемирного наследия[6]. Если хотя бы кратко описать основные перипетии «большого пути»: незаконное строительство, переводы участков парка в земли запаса, кампанию против создания горнолыжного курорта в урочище Кок-Жайляу, нескончаемые корректировки функционального зонирования и генерального плана, пандемию экотуризма, судебные тяжбы, – понадобится не одна сотня страниц. Печальнее всего то, что не прекращаются попытки отхватить лакомый кусок от парка, и становятся они все более изощренными и многочисленными.
Только за несколько последних лет возникли планы строительства горнолыжного курорта в Тургенском ущелье. В Аксайском ущелье, на бывшей территории Иле-Алатауского национального парка, переведенной в земли запаса, построили селезащитную плотину, целесообразность создания которой вызывает серьезные сомнения. При строительстве было похищено «более 775 миллионов тенге»[7]. Подобную плотину возвели в Большом Алматинском ущелье для инженерной защиты «объектов народного хозяйства, расположенных ниже проектируемой плотины… На защищаемой территории расположены объекты каскада Алматинских ГЭС, автодорога г.Алматы – санаторий “Алмаарасан”(?), а также построены и функционируют зоны отдыха, кафе и рестораны»(!)[8].
Сотни гектаров национального парка сданы в долгосрочную аренду и застроены коттеджами и дворцами.
Постановлением правительства от 29 мая 2020 года более 16 гектаров Иле-Алатауского национального парка в Аксайском ущелье переведено в земли запаса для строительства водозабора и трубопровода. Вырублено 12544 деревьев в том числе краснокнижных! Ущелье превратилось в обычную промзону.
В прошлом году Акимат города Алматы заявил претензии на 20000 га Иле-Алатауского национального парка с целью включения их в состав регионального парка «Медеу». И это, не считая территории национального парка, находящейся в административных границах города, на которой Акимат распоряжается как на собственном заднем дворе!
Наконец, последняя новость. 28 марта 2024 года на сайте Чарынского национального парка появилось объявление о проведении общественных слушания по проекту перевода в земли запаса земель особо охраняемых территорий, в том числе из Иле-Алатауского национального парка, для нужд национальной безопасности[9].
Что же дальше?
22 ноября 2023 года «Казахстан был избран в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО на 2023-2027 годы по итогам голосования в ходе 24-й сессии Генеральной Ассамблеи государств-сторон Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия»[10]. СМИ дружно сообщили об этом. Казахстан вместе с другими участниками будет теперь принимать решения о включении культурных и природных объектов в Список всемирного наследия, давать оценку состояния их сохранности и планировать оказание поддержки государствам-сторонам Конвенции.
Мы лицемерно будем поучать других как сохранять всемирное наследие, а на местном уровне будем разрушать собственные памятники истории и природы!
Особо охраняемые природные территории страны по-прежнему не имеют правового статуса стратегических объектов[11]. Это упрощает манипулирование их землями, в том числе включенными в Список всемирного наследия. Как же тогда понимать термин «особо охраняемые»?
В законе «Об особо охраняемых природных территориях» до сих пор нет категории «особо охраняемые природные территории международного значения». Это одна из уловок, позволяющая чиновникам и бизнесменам произвольно трактовать не только национальное законодательство, но и игнорировать нормы международных конвенций. Хотя аналогичная норма еще в 1992 году появилась в законе «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Ее введение было связано именно с намерением Казахстана присоединиться к Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
Упорное нежелание законодателей ввести аналогичную норму в закон «Об особо охраняемых природных территориях» вызывает подозрение в том, что ее отсутствие выгодно заинтересованным лицам!
Несмотря на то, что в Казахстане существует уже 10 заповедником и 15 национальных парков[12] в стране нет специального ведомства по управлению особо охраняемыми природными территориями. Почти все они подчинены Комитету лесного хозяйства и животного мира.
Одни ведомства рвут на части национальные парки, чтобы развивать туризм, другим нужна вода, третьим – энергия рек, четвертым – международный имидж. А поле битвы – особо охраняемые природные территории. А нужно ли нам вообще всемирное наследие?
Если все перечисленные негативные тенденции сохранятся, то в следующие тридцать лет мы лишимся не только всемирного наследия, но и жизненно необходимых ресурсов. Бедность и разрушение окружающей природной среды всегда идут нога в ногу.
© Экологическое общество «Зеленое спасение», 2024.
[1] World Heritage Convention: https://whc.unesco.org/en/statesparties/kz/.
[2] Брифинг официального представителя МИД Казахстана А.С.Смадиярова, Астана, 29 апреля 2024 года, 29 апреля 2024 года: https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa/press/news/details/761245?lang=ru.
[3] Государственный советник провел заседание Национальной комиссии Казахстана по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО, 30 апреля 2024 года: https://akorda.kz/ru/gosudarstvennyy-sovetnik-provel-zasedanie-nacionalnoy-komissii-kazahstana-po-delam-yunesko-i-isesko-3035430.
[4] На сайте Офиса ЮНЕСКО в Алматы опубликован неполный перечень объектов всемирного наследия Казахстана (дата обращения к сайту 29 апреля 2024 года): https://www.unesco.org/ru/world-heritage/list?f%5B0%5D=countries%3A2b8351e1-ccca-5b17-bf6d-c85099c8e25b.
[5] Decision 44 COM 7B.95: https://whc.unesco.org/en/decisions/7811/; Decision 45 COM 7B.85: https://whc.unesco.org/en/decisions/8263.
[6] World Heritage Convention, Northern Tyan-Shan (Ile-Alatau State National Park): https://whc.unesco.org/en/tentativelists/1681/.
[7] Нарушения при строительстве плотины «Аксай» угрожают жизни 30 тысяч алматинцев — МЧС, 12 апреля 2024 года: https://rus.azattyq.org/a/32902220.html.
[8] Проект. Технико-экономическое обоснование перевода земель Иле-Алатауского государственного национального природного парка в земли запаса для строительства селезадерживающих сооружений. ТОО ЦДЗ и ГИС «Терра». Алматы, 2017, с.9.
[9] Сайт Чарынского национального парка: https://charyn-park.kz/%d0%be%d0%b1%d1%8a%d1%8f%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5/ .
[10] Казахстан избран в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО, 23 ноября 2023 года: https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa/press/region-news/details/16463?lang=ru.
[11] Гражданский кодекс РК (Общая часть), статья 193-1, пункт 2.
[12] Национальный доклад о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов Республики Казахстан за 2022 год. Астана, 2023, с.72.