На днях прошел тендер на выдачу разрешений для использования участков Иле-Алатауского национального парка под строительство лыжных трасс. Несколько раньше, 18 марта, Экологическое общество «Зеленое спасение» направило письмо в Комитет лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства (далее – Комитет).
В обращении мы указали на противоречия между информацией, содержащейся в тендерной документации, утвержденной приказом председателя Комитета, и данными «Технико-экономического обоснования строительства горного курорта «Кокжайлау» (далее – ТЭО).
В тендерной документации утверждается, что на участках, попадающих под строительство, «дикие животные, птицы, занесенные в Красную книгу, не обитают. Растения, занесенные в Красную книгу, не произрастают». Согласно же ТЭО краснокнижные виды обитают и произрастают на данной территории.
Именно поэтому ЭО попросило провести «проверку на предмет законности предоставления земельных участков, на которых произрастают растения и обитают животные, занесенные в Красную книгу».
1 апреля был получен ответ, который по содержанию больше похож на первоапрельскую шутку, а не на ответ солидного учреждения (сноска). Его суть сводится к тому, что «генплан [национального парка] получил положительную экологическую экспертизу», поэтому и был объявлен… тендер на предоставление участков во временное пользование! О противоречиях в указанных выше документах – ни слова!
Понятие «временное» является ключевым для наших природоохранных ведомств. Возьмем, например, известную 46 статью закона «Об особо охраняемых природных территориях»: «Участки государственных национальных природных парков для осуществления туристской и рекреационной деятельности предоставляются в краткосрочное пользование на срок до пяти лет и в долгосрочное пользование на срок до сорока девяти лет». То есть временно! Так что ничего страшного в этом нет!
Так же будет и с горнолыжными трассами. Во время строительства везде поставят вывески: «Строители приносят свои извинения краснокнижным видам за временные неудобства». А как только строительство кончится, раздастся громкий голос администрации: «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время». И «заколосится» краснокнижная растительность, забегают и запрыгают редкие птицы и зверюшки, и начнется их процветание на горнолыжных трассах! Ведь курорт-то на Кок-Жайляу создается с «целью сохранения природы в этом уголке Заилийского Алатау. Каждое краснокнижное дерево, произрастающее на плато, будет учтено и зафиксировано с участием общественности» (1).
Особняки на Кок-Жайляу обещают не строить! Но любой может возразить: особняки-то стоят по всему парку! Да, но это только временно. В статье 46-1 упомянутого закона читаем: «Вне зависимости от перехода права пользования земельным участком, предоставленным в долгосрочное пользование для осуществления туристской и рекреационной деятельности, за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность приведения участка в состояние, обеспечивающее сохранность объектов государственного природно-заповедного фонда, и соблюдения требований по охране окружающей среды…». А дальше – еще серьезнее: «Демонтаж и удаление объектов строительства с участков должны осуществляться физическими и юридическими лицами способом, безопасным для жизни, здоровья человека и окружающей среды». Так что все особняки снесут, и государственный природно-заповедный фонд будет реанимирован на все сто процентов.
Как видите, с особняками тоже никаких проблем. Нужно только подождать … 5, 10, 15, 49 лет. Это же пустяки.
Радует и то, что наиболее сознательные арендаторы, о присутствии которых на территории национального парка администрация скромно умалчивает, освобождают участки раньше, и руины особняков постепенно зарастают мхом, травами и кустарниками.
Наши плохие природоохранные законы тоже носят временный характер. Возрадуйтесь! Закон 1991 года «Об охране окружающей природной среды в КазССР» был заменен законом 1997 года. Продержавшись около 10 лет, он был заменен Экологическим кодексом 2007 года. Сейчас уже разрабатывается новый Экологический кодекс. Какие-нибудь 10-12 лет – и творимый сегодня кодекс тоже канет в Лету. А сколько «улучшений» в Экологический кодекс вносят наши законодатели каждый год! Сотни! Как говорится – нет предела совершенству!
Но самая временная вещь – это зонирование Иле-Алатауского национального парка! Тут все – как в ресторане. Вам нужно вывести земли из состава парка? Без проблем! Нужна аренда – милости просим. Ах, вам нужно провести тендер, и чтобы не было на территории краснокнижных растений? Ну, это подороже, но за ваши деньги все что угодно!
И вообще наши «выдающиеся» ученые-рыночники уже устали твердить нам: «Вы ничего не понимаете! Уничтожение природы носит временный характер! А красота курортов спасет мир!». Да, действительно, мы не понимаем, как можно не соблюдать законы республики и толковать их, как кому нравится.
Неужели же вокруг нас нет ничего постоянного? Разумеется, есть. Безответственность, беззаконие и смог над нашими головами!
——————————————————-
1. «Управление туризма Алматы: Заявления об уничтожении краснокнижных деревьев на Кок-Жайляу беспочвенны»: https://informburo.kz/novosti/upravlenie-turizma-almaty-zayavleniya-ob-unichtozhenii-krasnoknizhnyh-derevev-na-kok-zhaylau-bespochvenny-87833.html.