20 лет спустя рукава, или Устойчивая деградация!

20211010_134407 - копия«Значительная территория республики подвержена повышенному риску экологической дестабилизации. Остро стоит проблема ее опустынивания. В этой связи создание и расширение площадей особо охраняемых природных территорий является наиболее действенным способом обеспечения сохранности ценных природных комплексов, биоразнообразия»[1].

Какие правильные слова. «Создание» и «расширение» – действенный способ «обеспечения сохранности природных комплексов»! Как точно и веско. Решительно! Но вот беда. Эта бумажная решительность не влияет на действенность исполнительных органов власти, которые впали в летаргический сон бюрократии, волокиты и коррупции.

20 лет назад Иле-Алатауский национальный парк был включен в предварительный перечень от Республики Казахстан для внесения в Список Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Известный и как Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он включает Галапагосские острова и Большой Барьерный риф, египетские пирамиды и Великую китайскую стену. Список открыт, но нам «туда не надо»! Точнее, мы туда не торопимся. Вот, что ответил Комитет лесного хозяйства и животного мира на вопрос о включении Иле-Алатауского национального парка в Список: «Осуществлением мероприятий по включению объектов в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (далее – Список) занимается Комитет Всемирного Наследия при Министерстве иностранных дел РК по заявке Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО, которая устанавливает очередность включения объектов.

От Комитета требуется только представлять запрашиваемую информацию по объектам, планируемым для включения в Список.

Работа по номинированию объектов, включенных в предварительный Список, в основной Список ведется. Это долгосрочная работа и будет занимать большой промежуток времени. Окончательные сроки устанавливаются ЮНЕСКО»[2]. Предоставил ли Комитет запрашиваемую информацию по объектам, в письме не указано.

Не понятно и что понимать под «большим промежутком времени». Дадим этому «промежутку» условное обозначение 20 + n. Возникает чисто математический вопрос, как определить величину n. Она больше или равна 20 годам? А может быть, … это столетие? Напрашивается очевидный вывод: для наших чиновников 20 лет – это небольшой срок!

IMG_9105Создается впечатление, что для чиновников от природы время остановилось или течет по иным законам чем в остальном мире. 20 лет ведется (!) работа по включению Иле-Алатауского национального парка в Список всемирного наследия! 16 лет не выполняется требование закона «Об особо охраняемых природных территориях» об организации охранной зоны парка. Можно вспомнить многолетнюю кампанию по защите урочища Кок-Жайляу, многочисленные свалки и руины, которые десятилетиями «украшают» природные ландшафты парка, другие «достопримечательности» …

Стремление наших чиновников пополнить Список всемирного наследия новыми казахстанскими объектами ярко характеризует один из самых громких скандалов в истории Конвенции об охране всемирного наследия. В 2016 году была разрушена южная часть городища Талгар, объекта уже включенного в Список.

Но у чиновников всегда есть оправдание. В отзыве на исковое заявление Экологического общества «Зеленое спасение» в связи с бездействием Акимата города Алматы по установлению охранной зоны Иле-Алатауского национального парка мы читаем, что «законом не установлены конкретные сроки реализации обязанности местных исполнительных органов для установления охранных зон»! Какой просчет наших законодателей!

AH2A3197 29_08_2019+Кимасар+rВидимо, нормы пункта 2 статьи 2 Экологического кодекса, указывающей, что «настоящий Кодекс, действует на всей территории Республики Казахстан», тоже недостаточно! Выход только один. Ввести в каждый закон поправки, где прописать, что каждая статья закона должна обязательно выполняться всеми акиматами, всеми должностными лицами. Указать сроки для выполнения каждого пункта закона. Потом, разослать их во все учреждения и под роспись ознакомить всех чиновников. Может быть, тогда что-то изменится?!

А при существующей ситуации неудивительно, что «значительная территория республики подвержена повышенному риску экологической дестабилизации». Невольно задумаешься, чьи же интересы защищают государственные чиновники, способствующие дестабилизации?

5 июня 2021 года началось Десятилетие ООН по восстановлению экологических систем. «Экосистемы поддерживают все живое на Земле. Чем здоровее наши экосистемы, тем здоровее планета и человечество. Цель Десятилетия ООН по восстановлению экосистем – предотвращение, прекращение и обращение вспять деградации экосистем на всех континентах и в каждом океане»[3]. Нужно помнить, что экосистемы национальных парков имеют колоссальное значение для адаптации к изменению климата и являются основными хранилищами биоразнообразия.

В преамбуле Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия говорится, что «культурному и природному наследию все более угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более опасными, вредоносными и разрушительными явлениями».

В пункте 3 статьи 4 Конституции Казахстана говорится: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами». Или в Конституцию тоже необходимо вносить разъяснения для чиновников, указывающие, что каждая статья Конституции и законов должна обязательно выполняться всеми акиматами, всеми должностными лицами, в кратчайшие сроки?

___________

[1] Национальный доклад о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов Республики Казахстан за 2020 год. Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан, с.110

[2] Ответ Комитета лесного хозяйства и животного мира от 25 апреля 2022 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение» № 014 от 4 апреля 2022 года.

[3] Десятилетие ООН по восстановлению экосистем 2021-2030: https://www.decadeonrestoration.org/ru.