Материал подготовлен специально для Экологического общества «Зеленое спасение» в 2011 году.
Сиерра ПЕРЕЗ-СПАРКС,
аспирантка Гарвардского университета,
изучает процессы демократизации, общественные движения,
аграрную и продовольственную политику постсоветских государств,
в частности, причины неравенства сельского и городского населения.
Работает переводчиком новостей для веб-сайта WatchingAmerica.com.
В апреле 2011 года начальник Управления по лесу и особо охраняемым природным территориям Комитета лесного и охотничьего хозяйства МСХ Кайрат Устемиров заявил, что государство сдаёт в аренду участки земли в национальных парках на 49 лет, в первую очередь для развития экотуризма и связанной с ним инфраструктуры (1). Без сомнения, энергичные бизнесмены, желающие нажиться на использовании природных ресурсов горных районов Казахстана во время мирового экономического кризиса, приветствуют такое «новое» направление развития туризма. Правительство тоже заинтересовано в получении доходов от аренды и, возможно, налогов. И, как сообщил господин Устемиров, некоторые проекты уже начаты. Но что это даст рядовым жителям Казахстана? Учитывает ли правительство помимо выгоды бизнесменов интересы других граждан? Кто будет защищать саму природу и её хрупкие экологические системы, свежий горный воздух, чистую ключевую воду, которую мы пьём? Кроме этих серьёзных вопросов необходимо обратить внимание на огромную опасность, которая неизбежно возникает в результате продажи государственных земель частным коммерсантам. Это создает угрозу самой основе демократического общества.
Чтобы понять, как приватизация особо охраняемых природных территорий создает угрозу стабильности и благополучию общества, необходимо признать, что ценность природы не может быть выражена в золотом эквиваленте. Между тем, для облегчения понимания ценности природы, можно взглянуть на нее через призму стоимости природных ресурсов. Например, рынок «превратил» в деньги 421 700 тонн меди, извлечённой из казахстанских недр в 2008 году (2). Китайский банк развития и «Казахмыс», горнорудная и металлургическая компания, недавно подписали меморандум о взаимопонимании, который добавил $1,5 миллиарда к уже существующим $2,7 миллиардам кредита для разработки крупных месторождений меди в Казахстане (3). Редко кто видит связь между смартфонами, для производства которых необходима медь, и влиянием ее добычи на состояние пустынных экосистем. Но природные ресурсы действительно необходимы для развития человечества.
Полезность природы далеко не ограничивается ценностью природных ресурсов. Ее можно оценивать и с точки зрения полезности для активного отдыха. Спортивная охота, езда на снегоходах, катание на лыжах и санках – эти очень популярные виды отдыха и спорта, переносят человека из города туда, где индустриальная цивилизация и естественный мир начинают соприкасаться и взаимодействовать. В Колорадо, в самом популярном у лыжников США штате, горнолыжный бизнес приносит доход приблизительно $2 миллиарда в год (4). Для многих жителей Колорадо глобальное потепление угрожает и окружающей среде, и средствам к существованию. Они это ясно понимают, потому что процветающий сектор экотуризма обеспечивает основной приток доходов. Нет ничего плохого в хорошо организованном экотуристическом бизнесе. Когда он по-настоящему является экологичным, достигается равновесие – золотая середина – между получением прибыли и сохранением природы. Сбалансированное взаимодействие с окружающей средой приносит человеку двойную пользу: удовлетворяет его коммерческие интересы и дает душевный покой, потому что он заботится о природе. Конечно, не все проекты достигают такого баланса. Например, коммерциализированный парк в Алматы, находящийся на вершине горы Кок-Тобе. Отсюда открывается впечатляющая панорама города и отрогов Тянь-Шаня. Но при этом животные, которые столетиями жили на свободе, в угоду бизнесу содержатся в клетках. Дирекция парка неблагоразумно поставила возле клеток описательные плакаты, которые только подчёркивают неестественность местообитания и питания животных. Слишком часто, как в этом примере, польза от экотуризма измеряется в долларах и центах, и ставит интересы потребителя выше интересов общества. Что же достанется народу?
Наследие людей – это наш общий земной шар. Это пространство является культурным ресурсом, который приносит политические, экологические и эмоциональные дивиденды. В Руководстве по управлению культурными ресурсами Службы национальных парков США написано, что культурные ресурсы являются «уникальным посредником», который «создаёт историческую связь между поколениями… и способствует формированию и усилению нашей идентичности как социальных существ» (5). Доказательства социальной связи поколений видны в следах, оставленных теми, кто в течение века прокладывал Аппалачскую тропу, либо в тропинках, которые стали доступны всем, благодаря алматинскому леснику, который расчищал их после бури. И предшественникам, и потомкам можно наслаждаться природой в одних и тех же ущельях, у одних и тех же водопадов. Доступное для всех пространство укрепляет структуру общества, не только передавая из поколения в поколение некое культурное своеобразие, но и предоставляя людям возможность свободного общения вне рыночных, производственных и других регламентированных отношений. Таким образом, каждому становится ясна реальная ценность природных ресурсов и их способность к постоянному возобновлению, благодаря чему они способствуют укреплению социальной стабильности. Но отсутствие доступа к природным ресурсам или их аренда и приватизация, нарушают стабильность, заставляют людей переселяться в чужие края, покидать унаследованную ими землю.Аренда национальных парков
Защита наших общественных земель заслуживает внимания каждого гражданина прежде всего потому, что те, кто якобы управляет наследием народов, часто его растрачивают или присваивают. История и современность демонстрируют нам, что власти слишком часто небрежно относятся к наследию. И когда общество прекращает заботиться об общем достоянии, оно слабеет. Это ведет к нежелательным последствиям для демократии. Однако, существуют примеры, которые показывают, что проданные земли могут быть возвращены даже с лихвой, хотя это более долгий процесс. Например, в 1867 году губернатор Нью-Гэмпшира Вальтер Харриман продал Национальный лес Белых гор лесозаготовительным компаниям. Однако их безобразное управление этими землями, несколько десятков лет спустя вызвало «гневный общественный протест», что заставило государство действовать (6). В 1911 году конгресс США принял «Викс Акт» (Weeks Act) (7), который разрешил использование федеральных средств для покупки лесных площадей с целью их сохранения. И в 1914 году США начали выкупать Белые горы. Сейчас Национальный лес Белых гор занимает почти 800 000 акров земли, привлекая приблизительно 7 миллионов отечественных и зарубежных посетителей. Он является одним из самых драгоценных природных ресурсов Новой Англии (8). Конечно, это не означает, что такой счастливый конец ожидает все бывшие общественные земли. Многие сомневаются, что национальные парки Казахстана ожидает благополучное будущее, если они будут отданы в аренду на 49 лет. Хорошо ли будут управлять парками новые хозяева? И не превратится ли в результате «общественный сад» Казахстана в пустыню?
Страна сама будет решать, каким ресурсам она окажет предпочтение и как поступит в будущем, осваивая свои природные богатства. К несчастью, ослепляющий процесс превращения природы в деньги мешает пониманию ее реальной ценности. В результате мы трагически недооцениваем ее значение для нашего процветания. Но хотя соблазн обогащения велик, построение настоящего демократического общества – более великая цель.
————————
1. “Национальные парки Казахстана сдадут в аренду на 49 лет.” Актау–Бизнес. 21 апреля 2011. http://www.aktau-business.com/2011/04/21/parki.html (10 July 2011).
2. Levine, Richard, and Wallace, Glenn. “Countries of the Baltic, the Caucasus, the Central Asia and the Eurasia Regions.” 2008 Minerals Yearbook. December 2010. http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/country/2008/myb3-2008-aj-am-bo-en-gg-kg-kz-lg-lh-md-rs-ti-tx-uz.pdf (15 July 2011).
3. “Kazakhmys signs MoU to get funding for copper project in Kazakhstan.” Energy Business Review. 14 June 2011. http://mineralsandmaterials.energy-business-review.com/news/kazakhmys-signs-mou-to-get-funding-for-copper-project-in-kazakhstan-140611 (26 July 2011).
4. Irani, Daraius, Ross, Kim, Ruth, Matthias, et al. “Economic Impacts of Climate Change on Colorado.” July 2008. http://www.cier.umd.edu/climateadaptation/Colorado%20Economic%20Impacts%20of%20Climate%20Change.pdf (15 July 2011).
5. “National Park Service-28: Cultural Resource Management Guideline.” August 2001. http://www.cr.nps.gov/history/online_books/nps28/28chap1.htm (20 June 2011).
6. “History of the White Mountain.” http://www.fs.fed.us/r9/forests/white_mountain/about/history/index.php (10 July 2011).
7. Закон был внесен на рассмотрение конгрессменом от штата Массачусетс Джоном Виксом (John W. Weeks) (Примечание редактора).
8. Ibid.