Финансово-экономический анализ проекта ГЛК

KZH_0061-FrankovskayaВ конце апреля активист движения «Защитим Кок-Жайляу!», финансовый эксперт Дмитрий Жуков, направил письмо в Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. В письме проведен финансово-экономический анализ проекта застройки территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка в урочище Кок-Жайляу.

Смотрите полный финансово-экономический анализ проекта ниже. 

* * *

Финансово-экономический анализ проекта застройки территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка в урочище Кок-Жайляу

I. Краткое описание самого проекта.

II. Финансовые убытки государства от проекта, с расчетами и комментариями.

III. Нефинансовые убытки государства от проекта с комментариями.IV. Комментарии к оправданиям проблем в проектных материалах.

V. Отягчающие недостатки проекта.

I.

Согласно опубликованному в декабре 2013 года резюме ТЭО (РТЭО) строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау» (текст прилагается), а также ОВОС-у строительства (расположен по ссылкам: http://www.almatytourism.kz/downloads/OVOS_1_tom.pdf, http://www.almatytourism.kz/downloads/OVOS_22_tom.pdf) в Иле-Алатауском государственном национальном природном парке, в урочище Кок-Жайляу планируется за государственный счет построить горнолыжный курорт (ГЛК), подвести коммуникации и безвозмездно выделить благоустроенные площадки со всей инженерной инфраструктурой для застройки частными строениями: многоэтажное жилье, коттеджи, гостиницы.

Оборудование для ГЛК, многоярусного паркинга на Медео, профилирование склонов, постройка резервуаров для снежных пушек и противолавинного оборудования планируется в рамках единого проекта за счет республиканского бюджета и обойдется, согласно РТЭО, в 450 миллионов долларов США. Строительство же инфраструктуры: асфальтовая двухполосная дорога, освещение, электроснабжение, включая трансформаторную станцию, водоснабжение, газоснабжение и канализация – уже начато, до (!) окончательного утверждения основного проекта, за счет бюджета города Алматы. Во избежание негативной огласки и обсуждения общественностью по существу, проект инфраструктуры ГЛК разбит на ряд отдельных под-проектов и нигде не опубликован, из-за чего невозможно назвать его полную стоимость, но по оценке, она составляет около 300 млн. долларов США. Таким образом, полная стоимость проекта составляет около 750 млн. долларов США.

II.

Проект имеет ряд серьезных проблем, которые позволяют видеть в нем схему по передаче в частное владение по заведомо заниженной цене, либо бесплатно, огромных государственных средств и активов. А именно:

  1. Согласно приложенному документу, предполагается передать весь имущественный комплекс ГЛК в частную собственность по цене, рассчитанной, как (10 х предполагаемая EBITDA[1]). Согласно РТЭО, это будет 160 млн. долларов на 10-й год эксплуатации. Там же прогнозируется, что накопленная EBITDA за эти 10 лет составит 92 млн. долларов.

— Если принять без критики прогноз по доходам, представленный в РТЭО, а также цену предполагаемой продажи, то государство заведомо теряет на этой сделке 498 миллионов долларов (750 минус 160, минус 92), не считая стоимости пользования деньгами за 10 лет. С учетом минимальной стоимости денег, 2% в год, без капитализации, чистый денежный убыток государства увеличится на 150 миллионов долларов (750 х 2% х 10 лет). При более корректном в данном случае расчете с капитализацией (поскольку государство не получает почти ничего до момента продажи), убыток возрастет до 168 млн. долларов. Итого, государство может на данной афере получить 666 млн. долларов только финансовых потерь.

— Однако даже и эта цифра убытков государства не является окончательной, потому что:

а) Прогноз по доходам предполагает ничем не обоснованную высокую посещаемость курорта. Маркетинговый план по проекту не обосновывает прогнозируемых потоков и не использует опыт аналогичных курортов, экспертных мнений и опросов. Все цифры получены косвенным путем и даже не за счет экстраполяции. Более того, игнорируются общемировые и региональные тенденции, которые демонстрируют долгосрочный спад в посещениях горнолыжных курортов и рост экотуризма.

б) В расчет прибыли входит ряд услуг, затраты по которым не просчитаны в проекте (прокат снаряжения, питание, горнолыжная школа). Т.е., окажись эти услуги убыточными, возрастет и общая убыточность проекта.

в) Цена продажи заведомо завышена, как минимум, вдвое. Опыт сделок в Казахстане предполагает, в лучшем случае, цену равную 5 х EBITDA. Т.е., даже при чрезмерно оптимистических прогнозах РТЭО, государство не сможет продать ГЛК как бизнес дороже, чем за 80 млн. долларов на 10-й год эксплуатации.

Таким образом, при критическом расчете, государство полностью потеряет все вложения в данный проект. При вероятном сценарии более низкой посещаемости, нежели предсказывается в РТЭО, к потерям государства добавятся еще и эксплуатационные убытки.

  1. Согласно РТЭО, значительная территория в национальном парке, 13.5 га, будет выделена бесплатно для частной застройки так называемой «горнолыжной деревней» – в реальности, для коттеджного VIP-городка. В последующих презентациях Консорциума по разработке ГЛК и ТОО «Кокжайлау» данная территория, очевидно, увеличена, примерно, втрое: вместо одного жилого массива планируется строительство уже трех! Однако официальный документ у общественности имеется лишь о первоначальном варианте застройки.

— Полностью благоустроенная за государственный счет территория в наиболее благоприятном для проживания месте Алматы, будет безвозмездно передана некоему частному застройщику[2]. По действующим в Алматы ценам (см. сайт krisha.kz), 1/100 гектара в сопоставимом районе, продается по цене равной 30 тысячам долларов США. При этом, следует понимать, что территория национального парка на Кок-Жайляу значительно привлекательнее любых имеющихся в Алматы участков и сравнивать ее просто не с чем. Таким образом, ущерб государству от этой сделки будет не менее 40.5 миллионов долларов. В случае расширения планов строительства, ущерб возрастет пропорционально.

Финансовый ущерб окружающей природной среде заложен в предОВОС стр.131. Однако он не посчитан: о нем говорится лишь, что он будет возмещен: ущерб земельным ресурсам, водным ресурсам, ущерб от загрязнения автотранспортом. Расчетов нет, поэтому реальная сумма не оговаривается. Всё это подтверждает вышесказанное, что расчеты сделаны крайне небрежно и примитивно.

III. Помимо прямого финансового ущерба государству, проектом будет нанесен нефинансовый ущерб, оценить который точно невозможно, но масштабы его превосходят предыдущие пункты:

  1. В результате проекта будет уничтожена последняя в предгорьях Алматы прогулочная зона, не подвергнутая частной застройке. Это также последнее крупное урочище, куда возможно добраться из Алматы на общественном транспорте. Это означает, что десятки тысяч человек, которые гуляют по тропам Кок-Жайляу ежегодно, и особенно малоимущие слои населения, лишатся возможности наслаждаться природой Заилийского Алатау вне урбанизированных ландшафтов. По стандартам проектов подобного рода должна быть проведена оценка утраты рекреационного ресурса. Она отсутствует.
  1. В результате проекта будет утерян потенциал по воздушной и водной защите урочища. Профилирование склонов, предусматриваемая проектом вырубка более чем 27 гектаров леса, сбор воды на искусственное оснежение на Кок-Жайляу приведут к тому, что эко-услуги фильтрации воздуха, водозадержания и водосбережения будут подорваны или полностью утеряны. Стоимость и восстановительная стоимость данных услуг для жителей Казахстана и экономики также не учтена в проекте.

— Не подсчитан эффект, который проект окажет на таяние ледников, хотя очевидно, что снятие очередного зеленого барьера на пути загрязненных нагретых городских воздушных масс неизбежно приведет к загрязнению и ускоренному таянию ледников Заилийского Алатау, а значит к усугублению имеющейся уже проблемы водоснабжения мегаполиса и сельского хозяйства Алматинской области.

IV.

Столь очевидные покушения на общенародную собственность в проекте, конечно, бросались в глаза и разработчикам ТЭО, ради чего предпринят ряд попыток оправдать их. Основные аргументы присутствуют на стр. 16 РТЭО и сводятся к следующему (комментарии после каждого пункта):

  1. «Вложения государства создадут условия (!) частному бизнесу вложить 900 млн. долларов в курортную инфраструктуру».

— Путем подмены понятий (частная застройка называется «инфраструктурой»), разработчики пытаются прикрыть описанный выше факт, что заповедные земли, со всей (настоящей) инженерной инфраструктурой, будут бесплатно отданы частной компании под жилую и коммерческую застройку. Сегодня в Алматы участки с частично подведенной инфраструктурой в предгорьях продаются по цене 30 тыс. долларов и выше за 1/100 га. Нигде алматинский акимат не проводит коммуникации и дороги для последующей бесплатной раздачи земли под застройку, сколько бы ни ожидалось «вложений». Наоборот, в местах, где за государственный счет проводится инфраструктура, часто удивительным образом участки оказываются скуплены и споро выставлены на продажу. По мнению большинства специалистов и простых защитников национального парка, именно частная застройка является истинной целью проекта ГЛК «Кокжайлау».

  1. «Одним из современных способов оценки будущих государственных инвестиций является расчет экономических мультипликаторов. Общий эффект для экономики на протяжении 20 лет составит $5.4 млрд.»

— Данное оправдание рассчитано на малое знакомство с понятием «экономический мультипликатор» и призвано запутать читателей проекта наукообразными терминами. «Экономический мультипликатор», действительно, используется при комплексной оценке проектов для сравнения, к примеру, двух одинаковых по прибыльности проектов, или для социальных проектов. Он а) не должен использоваться для оправдания заведомо убыточных вложений в коммерческие проекты и б) не должен использоваться по аналогии или другим произвольным методом: для расчета мультипликативного эффекта того или иного проекта требуется отдельное научное исследование, учитывающее структуру потребления, занятости, миграцию, транспортные потоки и экологическую ситуацию того или иного района; подобное исследование, разумеется, отсутствует.

  1. «Государство за 20 лет получит только в виде налогов более $600 млн.»

— Лживое утверждение. EBITDA проекта, согласно РТЭО, за 20 лет составит 285 миллионов долларов. Это значит, что до уплаты налога на прибыль дело не дойдет, так как амортизация даже 450 миллионов долларов, не говоря уж о 750 миллионах, не позволит при самых низких нормах получить прибыль. Остается НДС с услуг клиентам и удержание с зарплаты работников:

  • Даже если брать для расчета безосновательно оптимистический прогноз по доходам (737 млн. долларов за 20 лет), и принять зачет НДС равным нулю, общая сумма НДС к уплате составит 88.4 млн. долларов.
  • Согласно презентациям разработчиков и ОВОС, число работающих на курорте не превысит 800 человек. Хотя это больше, чем даже среднее количество ежедневно катающихся на Шымбулаке и не понятно, чем эти люди будут заняты в таком количестве, примем данную цифру. При среднем заработке 1 тыс. долларов в месяц[3] и удержании 10% от дохода, за 20 лет удержание с заработка работающих не превысит 19.2 млн. долларов.
  • Прочие налоги (на недвижимость, экологические сборы и пр.) не создадут значительных дополнительных поступлений.

Таким образом, не только 600, но и 100 млн. долларов налогов набирается с трудом.

  1. «Размер выплаченной заработной платы составит более $1.2 млрд.»

— Согласно РТЭО, все расходы «курорта» составят за 20 лет 452 миллиона долларов (стр. 15). То есть, все расходы меньше, чем на следующей странице (стр. 16) декларируемые расходы на заработную плату! Такая откровенная дезинформация и низкий профессионализм проектировщиков не могут не вызывать сомнений в остальных их выкладках.

  1. «Расчеты показывают, что инвестиции государства в размере $450 млн. будут способствовать созданию более 5 300 новых рабочих мест».

— В данном утверждении содержится двойная ложь: во-первых, занижена сумма государственных расходов (т.н. «инвестиций»), во-вторых, отсутствуют декларируемые расчеты. Как экономист, могу утверждать, что подобный расчет возможен лишь после фундаментального исследования и с множеством оговорок.

V.

Кроме данных проблем, есть еще ряд существенных недостатков проекта, которые усиливают его несостоятельность:

  1. Алматинский акимат, выступая организатором проекта, игнорирует мнение общественности, которая собрала более 14 тысяч подписей в защиту Кок-Жайляу и регулярно выносила эту информацию на общественные слушания по проекту и его составляющим.
  2. Использованные для сравнения недавние проекты строительства ГЛК в других частях света показывают значительно более низкие капитальные затраты при значительно более масштабных проектах: в среднем, в 2.5 раза больше чем на Кок-Жайляу в пересчете на 1 км трассы. Скорее всего, это говорит о громадной коррупционной составляющей алматинского проекта.
  3. Многоярусный паркинг на Медео, на который в проекте выделяется 60 млн. (!) долларов США (РТЭО, стр. 14) должен был быть построен среди других объектов Азиатских игр в 2011 года. Таким образом, не выявив причин провала предыдущего задания, не взыскав ущерб с виновных, государство планирует потратить огромную сумму на то, что уже должно быть построено.
  4. При выборе площадки для будущего ГЛК компании-подрядчику были даны заведомо некорректные ограничения по границам обследуемого участка, не включавшего ни один из действительно перспективных районов вне пределов Национального парка. На это обстоятельство было неоднократно указано общественностью, однако значительные государственные средства были потрачены на «исследование» с заранее известными результатами.
  5. Ряд независимых экспертов указал на низкую пригодность склонов Кок-Жайляу. Ни один независимый эксперт не подтвердил утверждений Управления туризма акимата г.Алматы об уникальности, высокой привлекательности или оснеженности склонов КЖ. Более того, все эти утверждения были опровергнуты с приведением официальных топографических и метеорологических данных. Недавний визит комиссии МОК, забраковавшей Кок-Жайляу, как потенциальное место для скоростных и слаломных спусков, подтверждает это.
  6. Глава Управления туризма акимата г.Алматы, чьими силами продавливается этот проект, Б. Жуламанов не имеет опыта в туризме (кроме, очевидно, собственных поездок за рубеж), но имеет значительный опыт общения с застройщиками в свою бытность главой известной компании «Алматы Жер». Г-н Жуламанов не владеет никакой информацией о горнолыжном бизнесе или пригодности КЖ для курорта, о чем свидетельствуют его неоднократные «ляпы» на общественных слушаниях и заседаниях, в частности о «9 метрах снега», которые выпадают на Кок-Жайляу.
  7. В ОВОС говорится, что все вырубаемые деревья (более 27 га) будут пересажены или восполнены. При том, что пересадка многовековых елей в условиях гор неосуществима в принципе, данное утверждение не согласуется с РТЭО, где расходов на пересадку и восстановительные посадки не предусмотрено вообще.
  8. При реализации проекта предусмотрено уничтожение краснокнижных растений, что является нарушением уголовного кодекса РК
  9. Дабы совершенно избежать ответственности за неизбежный провал коммерческой составляющей проекта ГЛК, разработчики предусмотрели для себя оправдания и «козлов отпущения». В частности, в РТЭО говорится о том, что проект не может быть успешен без фундаментальных вещей, не зависящих от участников данного проекта, а именно: низкая стоимость перелета в Алматы, удобный визовый режим, «культура обслуживания в целом»(!). При этом нигде в проекте не предусмотрена метрика данных показателей, а государственные деньги и земли предполагается освоить вне зависимости от выполнения этих непростых задач.

 

29 апреля 2015 г.

Финансовый эксперт,

Дмитрий Жуков.

 

[1] EBITDA – прибыль до уплаты процентов по кредитам, налогообложения и амортизации.

[2] Из открытых источников, таких как статьи «Форбс Казахстан», ясно, что данным застройщиком будет компания «Капитал Партнерз», которая называется и инициатором данного проекта.

[3] Следует понимать, что высококвалифицированных работников на ГЛК требуется очень немного.