Воплощение идеи

IAGNPP-012В феврале 1996 года произошло значительное для Республики Казахстан социально-экологическое событие – Постановлением Правительства на территории Алматинской области учрежден Иле-Алатауский государственный национальный природный парк.

Это гуманное решение принято в целях сохранения и восстановления уникальных природных комплексов Заилийского Алатау, имеющих особую экологическую, историческую, научную, эстетическую и рекреационную ценность.

Создание национального парка в горно-лесной зоне северного макросклона хребта Заилийский Алатау позволяет установить на его территории особый природоохранный режим. Это будет способствовать и оздоровлению экологической обстановки самой густонаселенной части Алматинской области, и решению ряда острых социальных проблем местного населения.

Уже в семидесятые годы обозначился процесс интенсивного хозяйственного освоения предгорий и доступных горных долин, увеличилась неконтролируемая посещаемость лесов с целью сбора «даров природы», отдыха. Все это требовало определенных ограничительных мер, правовой защиты уникальной природы гор.

В 1984 году группа ученых Академии Наук Казахской ССР внесла предложение о создании государственного национального природного парка на площади 280 тыс. га от Каскеленского до Тургенского ущелий в горно-лесной зоне хребта Заилийский Алатау.

В феврале 1986 года Постановлением Совета Министров Казахской ССР были даны конкретные поручения соответствующим государственным органам о разработке Генеральной схемы развития и размещения объектов природно-заповедного фонда Казахской ССР до 2000 года. Научное обоснование для разработки указанной схемы должна была выполнить в 1986-1987 годах Академия Наук Казахской ССР.

IAGNPP-010На данном этапе работ по реализации Постановления Правительства особых затруднений не возникало, и в установленный срок СОПС АН Каз.ССР, его Отдел проблем биосферы и экологии, Научный совет по проблемам биосферы, Казахский комитет по проблеме «Человек и биосфера» (МАБ) выполнили Научное обоснование к Генеральной схеме развития и размещения объектов природно-заповедного фонда Казахской ССР до 2005 года. Программа обоснования была согласована со всеми заинтересованными министерствами, ведомствами и облисполкомами. Госплан Казахской ССР утвердил этот документ в январе 1988 года и рекомендовал его для практического использования.

В начале ноября 1988 года Совет Министров Казахской ССР своим распоряжением определил порядок продолжения работ по созданию Заилийского национального парка, в том числе разработку в 1989-1990 годах ТЭО планировки парка. Этим же распоряжением были установлены организации, ответственные за финансирование, проектирование и обеспечение сохранности природных комплексов в составе будущего государственного национального природного парка.

Определились и «главные действующие лица»: заказчик проекта – Минлесхоз Каз.ССР и проектировщик – институт Казгипроград. Естественно, проектировщики попали в непосредственную экономическую зависимость от воли и интересов руководства Минлесхоза.

Казалось, что процесс создания Заилийского государственного национального природного парка имеет все необходимое для его успешного и своевременного завершения.

Но судьба распорядилась иначе. Уже в 1987 году некоторые предприимчивые руководители высокого ранга начали интенсивное отчуждение наиболее ценных горно-лесных угодий будущего национального парка. Делалось это якобы в «государственных интересах».

В письме Совету Министров Казахской ССР от 4 июля 1990 года Комитет народного контроля республики отметил следующее:

«В 1986-1987 годах по поручению Совета Министров Казахской ССР Академией наук республики разработано научное обоснование по созданию этого (Заилийского национального) парка, а в настоящее время ведется разработка технико-экономического обоснования его районной планировки.

Существующими нормативами и указаниями директивных органов в границах будущего государственного национального парка должны быть ограничены отвод земель для государственных и общественных нужд, активная хозяйственная деятельность.

IAGNPP-009В то же время, не без участия Министерства лесного хозяйства, земли гослесфонда, входящие в границы будущего парка, передаются предприятиям и кооперативам (Тургенское лесничество – агрокомбинату «Иссык», Аксайское лесничество Каскеленского лесхоза – Алма-Атинскому опытно-экспериментальному предприятию, Каменское лесничество Пригородного лесхоза – кооперативу «Росток», часть Талгарского лесничества – НПО «Арман»), всего около 70 тыс. га ценных природных угодий».

Пока проектировщики отрабатывали варианты оптимального функционального зонирования территории будущего национального парка, в кабинетах высокопоставленных чиновников шла ожесточенная борьба: одни ратовали за создание полноценного национального парка, другие – за сокращение его территории до минимального размера. Многократно возникали острые конфликтные ситуации в связи с самовольными или санкционированными нарушениями норм и правил природопользования, возбуждались судебные и даже уголовные дела. К сожалению, в большинстве случаев угодные для себя решения принимались «силой власти». Об этом свидетельствуют многочисленные документы.

В конце декабря 1990 года на расширенном заседании Коллегии Министерства лесного хозяйства Казахской ССР состоялось обсуждение ТЭО районной планировки национального парка. Был одобрен второй вариант, по которому площадь парка принималась равной 164,9 тыс. га. Альтернативные варианты (177 и 59 тыс. га) были отклонены.

В этот период была утверждена дирекция создаваемого национального парка, проведена структурная реорганизация существующих лесохозяйственных предприятий.

Однако мощная волна перемен в системе управления всеми сферами жизни Республики породила ряд административно-бюрократических сложностей в решении судьбы будущего национального парка.

Минлесхоз был реорганизован в Комитет лесного хозяйства Республики Казахстан и подчинен Министерству экологии и биоресурсов Республики Казахстан; позже Комитету снова вернули автономию, но время вернуть уже не удалось.

Трижды за пять лет (1991-1995 года) менялся состав Комитета по экологии Верховного Совета Республики, к сожалению, без улучшения его профессиональной деятельности. Все это отрицательно влияло на решение ряда практических вопросов, имеющих, в том числе, и важное социально-экологическое и хозяйственное значение.

IAGNPP-006Между прочим, в 1993 году высокое руководство вспомнило о Заилийском государственном национальном природном парке, провело облет и осмотр некоторых его территорий. В результате этой «акции» будущему парку, с легкой руки одного важного чиновника, было присвоено новое официальное название – «Иле-Алатауский». Соответствующие изменения были внесены во все виды проектной и деловой документации.

Определенную положительную роль в деле активизации создания национального парка сыграли усилия ряда неправительственных организаций. На протяжении многих лет члены Экологического общества «Зеленое спасение» (г.Алматы) систематически отслеживали экологическую ситуацию на территории парка, регулярно информировали природоохранные и административные органы о выявленных нарушениях. Принимались также меры по продвижению дел в части ускорения официального учреждения парка.

По инициативе Экологического общества и при самой активной деловой и материальной поддержке организации VOCA (Американская ассоциация добровольного содействия сельскохозяйственным кооперативам и фермерам) в июле-августе 1994 года парк посетили зарубежные эксперты и представили свои рекомендации по ряду актуальных проблем создания и управления этим важным объектом. Указанные рекомендации были вручены руководству всех государственных органов, непосредственно связанных с созданием национального парка. Можно полагать, что этот документ в значительной степени «подхлестнул» процесс принятия положительного решения Кабинетом Министров Республики Казахстан.

Важно и то, что эксперты предложили рассматривать будущий парк как потенциальный объект для включения его в Список всемирного культурного и природного наследия.

Необходимо также отметить, что в большой кропотливой работе по защите уникальных природных комплексов Заилийского Алатау и ускорению создания национального парка в 1988-1996 годах активное участие принимали многие научные работники, представители государственных, партийных и советских органов, средств массовой информации, народные депутаты.

В 1995 году значительно активизировалась деятельность Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан, руководства его подразделений по подготовке проекта постановления правительства об учреждении Иле-Алатауского государственного национального парка. Работникам Комитета пришлось преодолевать многочисленные препоны официальных государственных органов, искусственно тормозивших делопроизводство, требующих все новых и новых обоснований, согласований и уточнений. Процесс этот затянулся на многие месяцы, и только в конце февраля 1996 года долгожданное постановление о создании национального парка было подписано премьер-министром Правительства.

Приказом Комитета лесного хозяйства Республики Казахстан от 11 марта 1996 года на базе Заилийского лесохозяйственного объединения Комитета лесного хозяйства и Тургенского плодово-механизированного лесхоза Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан на общей площади 164450 га, включая земли запаса, был создан Иле-Алатауский государственный национальный природный парк.

Административно парк состоит из четырех региональных отделений с местом размещения центрального аппарата в с.Каменка Каскеленского района Алматинской области.

IAGNPP-008+Итак, в Республике Казахстан создан второй государственный национальный парк. По своей площади он почти в 3,2 раза больше учрежденного в 1986 году Баянаульского национального парка и имеет в сравнении с ним ряд весьма важных преимуществ. Это обусловлено его географическим положением, близостью к южной столице, уникальностью природных комплексов, значительными познавательными и рекреационными возможностями. При рациональном использовании его территории Республика может получить в социально-экологическом плане вполне ощутимую выгоду, в том числе от иностранного туризма, увеличения занятости местного населения, возрождения местных промыслов и традиционных форм хозяйства.

Пока это в перспективе. А в ближайшем будущем предстоит многоплановая, многотрудная организационно-хозяйственная работа, преодоление проблем финансирования, недостаточной обеспеченности квалифицированными кадрами, отсутствия достаточного практического опыта управления новыми формами деятельности. И очень важно создать вокруг парка атмосферу доброжелательности, гармоничного сочетания интересов местного населения, посетителей, отдыхающих с неукоснительным требованием соблюдать режим парка, уважать его особый природоохранный государственный статус.

Экологическое общество «Зеленое спасение», активно занимаясь вопросами экологического образования и воспитания, располагая достаточно полными объективными сведениями о деятельности отечественных и зарубежных национальных парков, готово оказывать руководству и дирекции созданного национального парка реальную помощь в вопросах организации управления, пропаганды правил и норм поведения посетителей на территории парка, содействовать развитию экологически грамотного отношения к природным и культурным ценностям.

Известно, что в ряде зарубежных стран активисты «зеленых» движений принимают самые решительные действия против явных и маскирующихся нарушителей природоохранного законодательства. Особенно важны при этом исключительная принципиальность, бескомпромиссность и настойчивость их акций в защиту природы и права людей на здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. В большинстве случаев «сторонники здоровья природы» объединяют вокруг себя общественных активистов, коренных жителей, сотрудничают с государственными органами.

В этом отношении весьма полезен и поучителен опыт старейшей природоохранной общественной американской организации Сьерра Клуб (The Sierra Сlub). Его члены в результате своих серьезных акций добились многих, весьма важных решений в интересах сохранения уникальной природы, в том числе на особо охраняемых территориях США и Аляски.

Очевидно, новому отечественному Иле-Алатаускому государственному национальному природному парку помощь зарубежных коллег, накопивших большой опыт организации, управления и использования особо охраняемых территорий, не будет лишней, а окажет добрую услугу руководству парка в решении ряда серьезных административно-хозяйственных проблем на этапе создания, становления и развития нашего национального парка.

Экологическое общество «Зеленое спасение» готово и в дальнейшем оказывать эффективную помощь руководству национального парка, в том числе, по налаживанию партнерства с зарубежными неправительственными природоохранными организациями, специализированными службами, с Международным союзом охраны природы (МСОП, IUCN) для решения имеющихся (и возникающих) административных и социально-экологических проблем.

Кирилл Захваткин
Экологическое общество «Зеленое спасение»
Вестник «Зеленое спасение». Выпуск 7. Национальный парк. 1997 год.