Бегущие от засухи

Анна ИВАЩЕНКО, кандидат биологических наук,
старший научный сотрудник Иле-Алатауского национального парка

Фото Олега БЕЛЯЛОВА

Tulipa_kolpakowskiana_8547_O_Belyalov2(1)Каждую весну мы, городские жители, со жгучим нетерпением выбираемся на природу. Душа радуется пестрым узорам первых цветущих трав. Особое внимание привлекает изысканное разнообразие дикорастущих тюльпанов. В нетронутых человеком местах тысячи алых, желтых и белых чашечек различных видов раскрываются навстречу весне, солнцу, людям. И многим из нас кажется, что это обилие необъятно и бесконечно, что так было, есть и будет. Однако это только кажущееся благополучие.

Количество тюльпанов уменьшается, заросли их истощаются, а в некоторых местах они уже исчезли. Поэтому и занесены в Красную книгу Казахстана 18 видов, ровно половина от всего тюльпаньего разнообразия  нашей страны. А виноваты в исчезновении тюльпанов только мы, люди… Уничтожение этих удивительных растений происходит в результате освоения земель под сельскохозяйственные угодья, дороги, карьеры, нефтепроводы, промышленные предприятия. Так, при распашкеTulipa_ost_kolp_8860_O_Belyalov1 целинных земель в Центральном и Северном Казахстане были уничтожены многие заросли степного тюльпана Шренка, при закладке дачных участков в окрестностях Алматы – элегантного тюльпана Островского. Но самый прямой ущерб в последние десятилетия наносит человек, срывая яркие, нарядные цветы для букетов или для продажи. При этом многие искренне считают, что своими действиями не вредят природе. Тюльпаны, говорят они, растения многолетние, в земле остается луковица, которую мы не трогаем. Но в том-то и беда, что, срывая цветущий побег, мы наносим непоправимый вред именно луковице. Ведь на выгонку стебля с цветком она затратила почти весь запас питательных веществ, восполнение которых происходит только после  отцветания. Тогда и плод формируется, и семена начинают созревать, а по стеблю в луковицу мощным потоком возвращаются питательные вещества. К моменту засыхания надземной части луковица становится такой же мощной и сильной, как и была. Следующей весной она выгонит новый стебель с крупным цветком. И так будет повторяться еще несколько десятков лет. А у луковицы сорванного растения, скорее всего, не хватит сил для цветения. Так и погибают самые красивые, самые крупные особи. Но вместе с сорванным цветком человек губит и его потомство. Ведь все дикорастущие крупноцветковые тюльпаны размножаются только семенами, луковиц-деток, как культурные сорта, они не образуют. А молодые особи, выросшие из семян, впервые зацветают в природе только через 10–12, а то и 15 лет.

Tulipa_ost_kolp_8914_O_Belyalov1(1)Поэтому, рассказывая непросвещенным в ботанике людям о необходимости охраны дикорастущих тюльпанов, я всегда подчеркиваю, что жизнь тюльпана в природе сопоставима с жизнью человека. Полтора десятка лет – возраст детства и юности, затем он цветет несколько десятков лет, продуцируя множество семян. К концу этого периода, луковица стареет и слабеет, поэтому учащаются перерывы в цветении. А в общем продолжительность жизни одной особи может составлять и 50, и  70 лет… Вот и задумайся, человек, шагающий по земле, – стоит ли из-за сиюминутного удовольствия губить прекрасное растение, жизнь которого соразмерима с твоей?

А вообще тюльпаны – очень древние растения. Возникли они 10–20 миллионов лет назад, в горных  районах и прилегающих Tulipa_greigii_6714_O_Belyalov1пустынях Казахстана и Средней Азии. Из этого центра шло их расселение на запад и восток, к северу и к югу… Приспособившись в процессе эволюции к суровым условиям жаркого засушливого климата, тюльпаны выработали особое строение и особый ритм развития. Плотные кожистые чешуи, окутывающие луковицу, залегающую на глубине 15–20 сантиметров, предохраняют ее от жары и сухости. В почке возобновления ежегодно закладывающейся в центре сочной луковицы, уже летом формируются все элементы побега будущего года. Весной, с наступлением теплого и влажного периода, ростки тюльпанов появляются над поверхностью почвы и быстро развиваются, являя миру свои чудесные цветки. Используя благоприятную погоду, они успевают пройти цикл надземного развития – вплоть до плодоношения — за два-три месяца. Таким образом, тюльпаны по праву можно назвать растениями, «убегающими» от засухи.

Tulipa_heterophylla_3887_O_Belyalov1Многие жители нашей страны представление о тюльпанах связывают с Голландией. Да, именно из этой страны сейчас расходятся по всему миру миллионы луковиц культурных сортов и срезанные цветы для парадных букетов. Но настоящей родиной тюльпанов является Казахстан, хотя знают об этом далеко не все. Горы и пустыни Казахстана являются не только центром возникновения тюльпанов, но и самым богатым центром видового разнообразия. Из примерно сотни дикорастущих видов, известных на сегодняшний день, 37 растут в Казахстане. В Голландии же нет ни одного дикорастущего тюльпана, а попали они туда впервые в конце XVI века, когда профессор Каролус Клузиус привез их из столицы Австрии – Вены. В свою очередь, австрийскому императору Максимилиану II луковицы удивительных «красных лилий», как их называли вначале в Европе, в 1554 году подарил Ожир де Бусбек, который служил его послом в Оттоманской империи.

Именно турки были первыми, кто выращивал тюльпаны в своих садах, и еще до голландцев занимались отбором и селекцией этих красивых растений. Турецкий ученый Серпиль Багожи из университета Анкары в 2001 году излагал эту историю так: «Азиатские степи привлекали турецких кочевников с начала истории. Совершая набеги и осуществляя торговлю с цивилизациями оазисов, они обнаружили колонии этих диких цветов, растущие повсюду на Центрально-Азиатском плато, от Тянь-Шаня до Каспийского моря… В конце одиннадцатого века турецкое племя сельджуков пришло на запад из своих родовых земель в Центральной и Северо-Восточной Азии через Иран, Месопотамию и Сирию,  и завоевало Анатолию. Сельджуки либо привезли цветок с собой, либо обнаружили колонии диких цветов там, где обосновались. Именно тогда первый тюльпан появился в искусстве кочевников. К этому времени турки утратили некоторые из своих кочевых  инстинктов, и сельджуки обосновались в захваченных городах». В 1453 году султан Мехмед II захватил Константинополь, названный позже Стамбулом. Сюда, в свой новый дом, он привез тюльпан.
Tulipa_kaufmanniana_8308_O_Belyalov1

Здесь было посажено множество деревьев и цветов. Важное место в цветоводстве Турции заняли тюльпаны, причем были выведены новые сорта, так называемые «Стамбульские тюльпаны», которые отличались особой утонченностью, очень острыми и удлиненными лепестками. Во времена царствования султана Сулеймана Великолепного в его садах сотнями тысяч выращивались луковицы тюльпанов, привезенные из окрестностей г. Кефе (ныне г. Феодосия в Украине). Это были луковицы тюльпана Шренка (Tulipa schrenkii), распространенного от Причерноморья по степям Южной России и cеверной половины Казахстана до окрестностей Астаны. Именно такие тюльпаны и попали первыми в Европу, где были описаны под названием тюльпан Геснера (Tulipa gesneriana), и именно с ними начали работу голландские селекционеры в XVII веке. Новый всплеск селекции тюльпанов начался во второй половине XIX века, когда голландцы получили луковицы и семена тюльпанов из Средней Азии. В ряду из более чем трех тысяч существующих ныне сортов потомки казахстанских тюльпанов занимают ведущее место – около 300 сортов дал миру наш тюльпан Грейга (Tulipa greigii), более 200 – тюльпан Кауфмана (Tulipa kaufmanniana).

Tulipa_alberti_2068_O_Belyalov1Благодарная дань родине тюльпанов отражена в названиях сортов известного голландского селекционера К. Лефебра – «Алма-Ата», «Бухара»,  «Память Ленина», «Юрий Гагарин». Все эти сорта, с преобладанием казахстанской «крови», потомки наших горных видов, широко культивируются во всех странах умеренного климата, украшая улицы и скверы, бульвары и парки городов и поселков, являясь достопримечательностью крупнейших ботанических садов и альпинариев, изюминкой известнейших частных коллекций во всем мире.

Крупноцветковые тюльпаны широко распространены и в казахстанских пустынях. Исключительно теплыми оттенками желтой, Tulipa_regelii_1246_O_Belyalov1оранжевой и оранжево-красной гаммы привлекают тюльпаны Борщова, Лемана и Бема (Tulipa borszczowii, T. lehmanniana, T. behmiana), оживляющие в апреле глинистые и песчаные пространства Приаралья, Кызылкумов и Южного Прибалхашья. Яркое блестящее черно-фиолетовое пятно, просвечивающее на дне цветка и довольно широкие курчавые листья – отличительные признаки первых двух видов.

Самый необычный из дикорастущих тюльпанов встречается тоже в Казахстане, и к тому же исключительно здесь. Это тюльпан Регеля (Tulipa regelii) – древнейший представитель флоры Чу-Илийских гор.  Его небольшие белые цветки с тонким весенним запахом можно увидеть лишь в конце марта – начале апреля. Разбросанные одиночными звездочками по скалистым склонам и осыпям, они сразу бросаются в глаза, отражаясь от глянцевого блеска покрытых темным «загаром» угловатых камней. Оригинальность этого вида в особом строении его листа. Одиночный, продолговато-эллиптический по форме, он покрыт множеством продольных гребневидных выростов, поэтому напоминает пружинистую гофрированную ткань. Такая структура листа позволяет значительно уменьшить испарение с его поверхности.

Рядом с тюльпаном Регеля нередко встречается и другой – коренастый, с тремя широкими голубовато-сизыми листьями и крупным красным, розовато-малиновым, реже – желтым цветком – тюльпан Альберта (Tulipa alberti). Цветет он в конце апреля – начале мая и распространен гораздо шире – от Сыр-Дарьинского Каратау и пустынных равнин Бетпакдалы до южных отрогов Джунгарского Алатау. Особая выпуклость внутренних лепестков придает цветку тюльпана Альберта чрезвычайно оригинальную форму. Великолепные композиции составляют группки экземпляров этого вида в горах, где излюбленным местом их обитания являются узкие терраски или трещины вертикальных скал.

Tulipa_zenaidae_6299_O_Belyalov1Очень привлекательны раннецветущие мелкоцветковые виды, образующие иногда целые букетики: тюльпан прямоножечный (Tulipa orthopoda) – эндемик Каратау, тюльпан поздний (Tulipa tarda) – обитатель низкогорий Заиилйского Алатау, а также золотистоцветковый тюльпан волосистотычиночный (Tulipa dasystemonoides) – эндемик высокогорий Северного Тянь-Шаня.

Мне, ботанику с полувековым стажем, наиболее импонирует элегантнейший тюльпан Зинаиды (Tulipa zenaidae), встречающийся в среднегорьях Киргизского Алатау. Этот удивительный цветок был описан А. И. Введенским в 1935 году и назван в  честь профессора Зинаиды Петровны Бочанцевой (1907–1973), посвятившей свою жизнь изучению среднеазиатских тюльпанов. Вообще, многие виды тюльпанов носят имена известных людей. Некоторые обыватели убеждены в том, что ученые называют открытые ими новые виды растений в свою честь. Неправда это… Ни один из ученых не дает растению своего имени. Это другие специалисты увековечивают в названии вида имена или фамилии тех ученых, путешественников, энтузиастов, которые впервые собрали в природе новое растение, или внесли большой вклад в изучение данной группы растений. Так, тюльпаны Колпаковского и Кауфмана названы Э. Л. Регелем в честь генерал-губернаторов Семиреченской области (Г. А. Колпаковского) и Туркестанского края (К. П. Кауфмана), оказывавших всемерное содействие проведению научно-исследовательских экспедиций. Тюльпан Лемана  назван в честь первого сборщика этого вида, российского ботаника Александра Лемана (1814–1842), который, возвращаясь из трехлетней экспедиции по изучению растений Средней Азии, умер от лихорадки в г. Симбирске в возрасте 28 лет.
Tulipa_behmiana_7689_O_Belyalov1

Можно еще бесконечно много рассказывать о красоте, богатстве и истории казахстанских тюльпанов – уникальной сокровищнице генофонда, бесценном природном материале для генетиков и селекционеров, привлекательнейшем объекте зарубежного экологического туризма… Уже более 15 лет едут к нам энтузиасты – любители из Японии, Великобритании, США, Голландии, Германии, даже Новой Зеландии и Австралии, для того чтобы полюбоваться неповторимой красотой наших диких тюльпанов, запечатлеть их на фотографиях, а после – рассказывать своим родным и друзьям об удивительной стране степных пространств и высочайших гор – Казахстане, о его богатой природе и гостеприимном народе…

Я считаю, что тюльпаны – это бесценный и уникальный бренд Казахстана. О них надо писать, рассказывать и показывать… Еще многое надо изучать – и распространение, и численность в природе, и изменчивость, и систематику … Есть еще и новые, не открытые для науки виды, так как для изучения такого интересного объекта одной жизни мало.

Тюльпаны Казахстана еще ждут своих исследователей, поклонников и хранителей.

Информация предоставлена журналом «Ветер странствий», №3 (28), 2011. www.veters.kz

Перепечатка статьи возможна только с разрешения редакции журнала «Ветер странствий»

Другие материалы по теме.