Мастер звукорежисуры делится опытом со студентами

Евгений Селюков, студент 4-го курса звукорежиссуры. На занятиях по истории мирового кино, которые у нас ведет Надежда Николаевна Беркова, мы посмотрели несколько фильмов Вячеслава Алиевича Белялова. Я бы хотел поделиться размышлениями о звуковой стороне фильмов этого мастера, о вкладе профессиональных звукорежиссеров в создание таких лент.

selyukovimg_3447-copy  Я очень люблю природу, горы, люблю фотографировать природу. Часто смотрю фильмы BBС, меня всегда очаровывает красота Планеты. Очень важно бывать на природе, чтоб услышать ее звуки, голоса с их многочисленными оттенками и красками… По роду выбранной специализации, нередко задумываюсь, как бы я смог воссоздать в студии подобные звуки или записать их в естественной среде, как можно достоверно передать то, что я услышал в фильмах Белялова?

У нас в Казахстане много достопримечательностей, уникальных животных и растений, необычайных по красоте пейзажей. Но не все, к сожалению, замечают эту красоту и ценят её… Белялов посвятил кино о природе всю свою жизнь! Он не только изучал жизнь животных – героев своих фильмов и вёл документальные съёмки. Вместе с режиссёром Ларисой Мухамедгалиевой, композитором Эдуардом Богушевским они, как специалисты, строили из отснятого материала целое художественное произведение по законам драматургии, монтажа, согласуясь с музыкальными темами, мелодией, ритмами. Благодаря этим талантливым людям через изображение на экране мы проникаем в мир природы, как будто живём в нём, чувствуем его и сопереживаем его персонажам-животным…

Что касается звуков природы, голосов животных, шумов – это, конечно, полностью озвученные фильмы. Мне известно, что камера Белялова не могла записывать звук. Очень большую работу проделали звукорежиссёры, которые работали вместе с Беляловым – Стефан Першин и наш мастер Алим Каримович Байгарин. Звукорежиссёрам нередко приходилось выезжать вместе с оператором и специально записывать звуки. Не так просто – подобраться близко к животным (это были пугливые серпоклювы, бакланы, пеликаны!) и записать их голоса, крики. Значит, надо дождаться, когда поведение и реакции их станут естественными, а не ограничиться встревоженными голосами, звучащими потому, что появилась опасность в лице человека! При этом следует учитывать, что вся запись производилась на плёнку, и время записи было ограничено. Современная аппаратура позволяет непрерывно записывать звук не только часами, но и сутками. Тогда же это было очень сложно.

Многие звуки, записаны в студии. Это шорохи, стуки, шаги животных. Они требуют очень чёткой имитации настоящих звуков, и воссоздать некоторые из них порой очень сложно. Ведь в фильмах мы видим разных животных, от маленьких бабочек и крохотных птичек до муфлона, сайгака и снежного барса. У каждого из них свой уникальный звук, «голос», которые после сделанной звукооператором работы должны восприниматься зрителем как подлинные, принадлежащие именно этому, а не другому виду животного.

Особую роль играет музыка. На всех фильмах Белялова был один композитор – Эдуард Богушевский. И это не случайно. На мой взгляд, ему удалось создать особую звуковую, точнее музыкальную атмосферу во всех сюжетах. Музыка не подавляет изображение, она лишь дополняет сюжетную линию, очень чётко и тонко выполняет драматургическую задачу. Написанная в определенном стиле, музыка носит импровизационный характер, она помогает воссоздать картину той или иной местности. Например, съёмка происходит на Устюрте. Выжженная пустыня. В фильме «Устюртский муфлон» музыка порой атональна, это свободная вариация с интонациями среднеазиатских гармоний и стилей, в фильме «Бакланы» – представляет смесь классического звучания с импровизацией на синтезаторе, как бы соединяет прошлое и современность. В фильме «Беркуты» взрослый беркут кормит птенца и звучит нежная мелодия. Она ассоциируется с темой отношений родителей и детей.baygarin-img_7650

Обращает на себя внимание закадровый текст. Он носит повествовательный характер. В спокойном голосе диктора мы слышим юмористические нотки, заботливую интонацию, порой некую грусть и тревогу. При этом фильм не пестрит большим количеством слов. Мы просто слушаем и смотрим.

Таким образом, звуковая дорожка состоит из 3-х частей: синхронные шумы и звуки, музыка, голос диктора. Каждая из них несёт свой смысл, но, складываясь в единый образ, служит одной цели – созданию аудиовизуального образа, задача которого – воздействие на зрителя, направленное на то, чтобы каждый из нас увидел жизнь НАШЕЙ природы, пожелал сберечь и сохранить её для будущих поколений…

Уважаемый Алим Каримович! Вопрос касается работы композитора Эдуарда Богушевского. Музыка к фильму писалась заранее и потом записывалась или она, писалась непосредственно к изображению-картинке?

Алим Каримович Байгарин, руководитель мастерской звукорежиссуры. Как правило, композитору выдают сценарий. Но между тем, что написано в сценарии и снято на пленку – дистанция большого размера. Композитор с опытом просит – дайте мне рабочий материал, чтобы попасть в характер изображения музыкальной темой. Богушевский писал обычно одну тему – главную и кое-какие побочные и обработки на них. И настаивал: «Дайте мне, чтобы эти полторы минуты главной темы прозвучали в фильме. Ничего туда не вставляйте, а дальше может идти сопроводительный текст».

Алия Токеновна Мырзашева, заведующая кафедрой звукорежиссуры. По фильмам о природе мы догадываемся, что оператор обычно долго поджидает, когда случится что-то важное. Алим Каримович, Вы все это время были вместе с оператором? Или звукорежиссер записывает звуки природы отдельно?

А. К. Байгарин. Чтобы качественно записать звук, со звукорежиссером должен работать техник записи, который расставляет микрофоны, куда указывает звукорежиссер. На документальные, научно-популярные фильмы звукорежиссера и техника в те времена не выделяли! Если звукооператоры и ездили, то записывали звук, шумы довольно плохого качества на маленькие «Ритм-репортеры». В лучшем случае мы использовали дорогостоящий портативный магнитофон «Награ» стоимостью 25 тысяч долларов. Выезжаешь на место и наблюдаешь природу: какая она осенняя, весенняя… Жаворонки поют или кукушка. Если в кадре сентябрь, а у вас кукушка кукует, орнитологи img_8671-copyрассмеются. Кукушку слышно весной – у нее тогда свадебная пора, в июне она заканчивает куковать.

А. Т. Мырзашева. Звукооператору, наверно, тоже немало времени надо, чтобы записать звуки природы, голоса животных?

А. К. Байгарин. Был случай на фильме о бакланах. Выдали «Нагру». Слава сказал, что палатка уже там. «Бери поесть на пару дней и иди строго за мной. «Нагру» держи на шее на всякий случай. Только ступай – след в след!» Идем-идем-идем, стоило мне оступиться, как я ушел в воду, только голова торчит. В последний момент я этот дорогой магнитофон поднял вверх… Слава меня вытащил. Навыков записи я тогда не имел, и из шести часов записи за почти два дня оказалось три – три с половиной минуты полезного звучания. Все остальное время колония издавала тревожные крики. Значит, человек где-то ходит, и гвалт стоит непрерывно. То же с аистами было. Ты прячешься в палатку-скрадок, пытаешься пушкой достать необходимые звуки, а колония возбуждена. В скрадке есть окошки, типа шторок. Выставил микрофон, ничего не получается, решил, буду писать ролики непрерывно, кабели вытащил, микрофон установил и ушел в скрадок. Включил магнитофон на скорости 9,5 см в секунду (это приличное количество!) и …уснул. Тогда и получилось, птицы смотрят: никаких движений не видно – и успокоились.
Фиксация сигналов, звуков природы требует большого опыта и навыка, как и при художественной записи речи. В максимальной степени пытаешься воссоздать естественное звучание. Вообще звукорежиссура – это иллюзия правдоподобия. Чем качественнее запись, тем выше ценится продукт.

А. Т. Мырзашева. Не все звуки в фильме это естественные крики животных, пенье птиц? Мы слышим и шумы…

А. К. Байгарин. Шумовиками были Юрий Шавкун и инженер Арыстан Ковалев. Они на полу старой студии озвучивали фильмы. Мне довелось впервые тогда увидеть их работу…

Е. Селюков. Очевидно, что специалистам удалось достичь высокого качества: звуки очень естественно переданы, несмотря на то, что работали с аналоговой пленкой. Алим Каримович, а какие дикторы, актеры читали текст за кадром?

А. К. Байгарин. Да сейчас большие фонотеки, роешься, находишь нужное, можешь воспользоваться. Что касается синхрона, сегодня намного легче работать, нежели в те годы с магнитной пленкой. На озвучивание приглашались разные люди – журналист Аркадий Ревенко, известный российский актер Михаил Глузский. Записывать их мы ездили в Москву.

Е.Селюков. В заключение хочется сказать: на основе отснятого материала Белялов вместе с сорежиссером и драматургом Мухамедгалиевой создавали целостное произведение по законам монтажа, согласуясь с музыкальными темами и ритмами. Выстраивали интересные сюжетные линии. Например, такой эпизод. Мы видели битву варанов в «Зачарованном лесе», и тут же земляные белки выглядывают из своих норок. Наверно, они засмотрелись на что-то другое. Но нас убеждают, что они напряженно наблюдают, как дерутся вараны. Это так  смешно смотрится, потому что кадры с теми и другими животными смонтированы последовательно. Фильм создается, чтобы воздействовать на зрителя, авторам это хорошо удалось.

А. К. Байгарин. Над этими фильмами работали люди, которые любят свою профессию. Композитор, оператор, режиссер, сценарист, звукорежиссер. Единая слитная команда создавала качественный продукт, хотя сценарий и не всегда устраивал. Но цель была поставлена, всегда можно найти возможность достичь ее, если воспринимать ситуацию с юмором…

Фотографии Н.И. Медведевой и Н.Н.Берковой.

Материал подготовила Надежда Беркова.

Март 2011 года.