Посвящается Международному дню туризма (27 сентября)
Все мы в этой жизни в определенной степени туристы. Не буду морочить вам головы, объясняя, что такое туризм, какие он имеет разновидности. Главное – если вы согласны, что все мы по-своему туристы, то, надеюсь, мои размышления будут вам интересны и, может быть, даже полезны. Если же вы не причисляете себя к этому многочисленному племени, то дальнейшее чтение может нанести вред вашей психике, здоровью и даже – бюджету.
Главная цель любого туриста – это достижение поставленной цели. Найти заветный ресторанчик, тихий пляж, шумную ярмарку, уникальный музей, романтические развалины. Я же предпочитаю найти тихий нетронутый уголок природы, где поутру на траве выпадает роса, а не оседает дневная пыль. Где над полем стелется туман, а не сгустившийся смог, где течет кристально чистый ручей, а не мутная жижа с масляными пятнами, и где по ночам небо светится тысячами звезд, а не мельтешит рекламными вывесками.
Если судить по нашей прессе, такие уголки есть и с каждым годом их становится все больше и больше. Это радует. Поэтому мне и захотелось посетить несколько таких мест.
И отправился я в национальный природный парк. Само название говорило о том, что там должна быть Природа с большой буквы.
Туризм фантастический
Последнее время стало очень модно рассуждать об экологическом туризме. Особенно популярны эти разговоры у наших «природных» чиновников (чиновников от природы). Их главные тезисы сводятся к тому, что природа у нас прекрасна и она манит миллионы туристов. Нам надо только немного ей помочь. Ведь она не знает законов рынка, а это в современных условиях непростительное упущение. Но мы, как ответственные и благодарные природопользователи, поможем ей, за счет государственного бюджета, разумеется.
Какую же срочную помощь нужно оказать природе? Надо построить дороги, современный турист не может обойтись без автомобиля. Ну, а раз авто, то и парковки. А где парковки, там всевозможные закусочные, ресторанчики, кафе. Да, надо же и на природу взглянуть. Построим смотровые площадки, тропы проложим к экскурсионным объектам. Чтобы туристам было нескучно, включим музыку.
Рынок природных достопримечательностей, как и любой другой, не может обойтись без рекламы. Реклама должна стать органической частью природы. Добавив ко всем перечисленным объектам солидную порцию рекламы, мы получаем современное туристическое блюдо.
Итак, меня ждет что-то необыкновенное, привлекательное, восхитительное, запоминающееся!
Туризм реальный
И вот я, наконец-то, в национальном парке. Первое, что бросается в глаза — многочисленные руины. Это удивительно! Битвы Столетней войны не нарушали покоя этой земли. Тридцатилетняя тоже прошла стороной. Даже Семилетней войны не знали эти горы. Но величественные развалины возвещают о напряженной внутренней рыночно-духовной борьбе и духовно-рыночных противоречиях, обрушивающих крыши и стены особняков, ресторанов, спортивных комплексов. Суровая природа гор вносит свою лепту, превращая их в живописные руины. А, может быть, наши чиновники и олигархи, следуя традициям романтизма, специально используют государственные средства для создании этих бюджетных развалин.
Возможно, у меня, как у человека весьма поверхностно знакомого с contemporary art (кажется, это переводится как «актуальное искусство»), не хватает актуальности для понимания всей глубины увиденного в парке. А что если это современные инсталляции, использующие идеи постмодернизма, смикшированные с сюрреалистическими откровениями Сальвадора Дали. А может быть, эти вибрирующие на ветру фрагменты кровли навеяны вибрирующим мазком Винсента или «Криком» Мунка, который, несомненно, бы закричал при виде национального парка, терзаемого бульдозерами и экскаваторами. Если у вас хоть чуточку развито воображение, вы сразу же вспомните Прометея, прикованного к скале и терзаемого – нет, не экскаватором, разумеется, – а крупным пернатым хищником.
Только вглядитесь, проникните в сущность окружающих образов. Вот перед вами «Предвкушение будущих руин». А этот брошенный подъемный кран – это же почти ремейк. Назовем этот шедевр «Непостоянство короткой памяти сентиментального водителя».
А вот это недостроенное палаццо можно назвать «Предчувствие будущих бюджетных вливаний».
Не обошлось в парке и без идей Arte Povera (если не ошибаюсь, переводится как «бедное искусство»). Администрация парка, опираясь на крайне бедный бюджет, пытается по-своему визуализировать контакты между экосистемами парка и массой промышленных и бытовых отходов, оставляемых нерадивыми арендаторами и туристами.
Руины древних пионерских лагерей навевают ностальгические рефлексии о командно-административных методах эксплуатации прекрасных горных ущелий.
Архитектура современных еще не руинизированных строений в парке отличается бессознательно утонченным минимализмом форм и максимализмом цен. Простые строительные материалы подчеркивают близость архитектурных форм природной среде. Часть стройматериалов, видимо, подобрана на свалках, уютно расположившихся, практически в каждом ущелье и подвергшихся природной обработке в процессе разложения и гниения. Это придает сооружениям особый некрофилический шарм.
Многочисленные кафе и ресторанчики, прилепившиеся по берегам рек, имеют почти венецианское очарование. Особенно когда дождь заливает шоссе, у которого нет водоотводных арыков, создается полная иллюзия каналов, по которым движутся четырехколесные гондолы.
Скульптурными шедеврами парк пока не богат, но о них стоит сказать отдельно. Преобладает анималистическая скульптура в память о животных, некогда обитавших на территории парка, выполненная в стиле почившего соцреализма: медведи, орлы, снежный барс. В зоне ограниченной хозяйственной деятельности можно увидеть статуи ограниченно хозяйствующих тружениц. Здесь явно ощущается влияние Аристида Майоля, изобразившего Средиземное море в виде женщины, стилизованной под античную богиню. Быть может, новые, еще малоизвестные зодчие пытались через эти лепные фигуры донести до нас ноумен Заилийского Алатау?
Заборы – это особая гордость национального парка. А заборная роспись не уступает фрескам великих мастеров Возрождения. Сколько огня, фантазии, игры в слова, словами и без слов. А какой масштаб! Тысячи квадратных метров покрыты изовыражениями, сделанными настоящими мастерами забористой речи.
Я вышел из парка, опрокинутый апокалипсическими картинами увиденного. Туризм реальный затмил жалкую концепцию фантастического экологического туризма.
Убогий, ничтожный, мизерный, сирый, захудалый, невзрачный, неказистый, неприглядный, жалкий. Разве эти эпитеты характеризуют состояние национального парка и уровень мышления наших государственных мужей, растративших не один миллиард на его создание? Нет! Факты говорят об обратном. Я думаю, что здесь нужен настоящий знаток, который бы по достоинству оценил свершения великих акимов. Ведь я, только прикоснувшись к их «творениям» в маленьком уголке парка, нашел столько ошарашивающих свидетельств человеческих деяний! Что же ожидает меня впереди? И я предался сладостным мечтам.
Перевезти в парк все вывороченные в городе трамвайные рельсы… Стропила, кирпичи и блоки разрушенных детских садов и дворцов пионеров можно использовать для инсталляции «Спасибо товарищу Сталину за наше тоталитарное детство!». Из засушенных в городе деревьев построить подобие вавилонской башни с названием «Бессловесность биологического разнообразия». Вот тогда национальный парк точно попадет… даже слов нужных подобрать не могу, куда он попадет…
Вот так я приобщился к настоящему Туризму. Туризму с большой буквы, который достоин того, чтобы им занималась специальная туристическая корпорация, чтобы миллионы туристов увидели наши чудеса! Думаю, мы стоим у истоков культового Туризма будущего.
P.S. Чуть не упустил. Тихий, почти нетронутый уголок природы в парке я нашел. С трудом, но нашел.
Смотрите также:
— Слайд-фильм «Национальные парки в опасности»,
— Строительство на Кок-Жайляу продолжается.
Материал и фотографии подготовлены ЭО «Зеленое спасение».