Способен ли Казахстан сохранить Всемирное наследие?

«Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя».
Н.В.Гоголь. Ревизор.

Такой вопрос невольно напрашивается после прочтения доклада экспертов Центра всемирного наследия и Всемирного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (далее – ИКОМОС), опубликованного в Париже 2 июня 2017 года (1). В этом документе подведены итоги поездки экспертов по древним городам Казахстана в октябре-ноябре 2016 года. Поселения, расположенные на Великом шелковом пути, были включены в Список всемирного наследия в 2014 году в результате совместной номинации, подготовленной Китаем, Казахстаном и Киргизией, «Шелковый путь: сеть маршрутов Чанъань — Тянь-Шаньского коридора».

12 июля 2017 года в польском городе Кракове закончилась 41 сессия Комитета всемирного наследия (далее – Комитет). Казахстан не представил на рассмотрение новых номинаций. Тем не менее, охране и состоянию памятников в стране было уделено пристальное внимание и, в первую очередь, из-за продолжающегося конфликта вокруг городища Талгар.

Выводы экспертов, подготовивших вышеназванный доклад, легли в основу решения Комитета 41 COM 7B.88 (2) относительно состояния памятников, расположенных на Шелковом пути на территории Казахстана.

Выводы, которые сделали эксперты.

AH2A1060 - копияЕсли коротко описать впечатление, полученное экспертами от поездки, – это потрясение. Потрясло их, прежде всего, пренебрежение, с которым государственные органы относятся к выполнению международных обязательств, полное невежество и откровенная ложь чиновников, пытающихся скрыть свои «подвиги». А им не счесть числа.

Эксперты с сожалением отметили, что государственные органы проигнорировали большинство предложений, данных миссией ИКОМОС в марте 2016 года. Что они не приняли во внимание большую часть рекомендаций, предложенных в решении 40 сессии Комитета всемирного наследия по Казахстану (3). Авторы доклада прямо заявляют: «Это вызывает серьезную озабоченность относительно желания и способности стороны конвенции обеспечить соответствующую защиту данному компоненту Всемирного наследия» (4).

Увиденное экспертами на местах действительно шокирует. Но сосредоточением всех нарушений и противоречий, бесспорно, стало городище Талгар, расположенное в двадцати пяти километрах восточнее Алматы. Эксперты назвали этот случай «исключительным в практике Всемирного наследия». Поэтому внимание миссии было сосредоточено в основном на нем (5).

Мы уже неоднократно рассказывали о ситуации на городище и вокруг него. Поэтому остановимся только на наиболее важных моментах, отмеченных специалистами, и на изменениях, произошедших с момента их последнего визита и конца августа 2017 года.

Начнем с буферной зоны. Четкие границы буферной зоны на местности по-прежнему не обозначены. Напомним, что вся территория городища находится в пределах официально установленной Акиматом Алматинской области охранной зоны Иле-Алатауского национального парка, границы которой нанесены лишь на бумаге. Неясна ситуация с водоохранной полосой и зоной реки Талгар. Зона должна охватывать почти всю территорию городища. Правда, она тоже не обозначена.

AH2A1056 - копияПри строительстве моста были сильно изменены, чтобы не сказать обезображены, берега и русло реки. Растительность по берегам в значительной мере уничтожена. После того, как мост был закончен и строители ушли, река размыла большую часть временных дорог, придавая руслу более естественный вид.

Строительство особняков и других сооружений продолжается. Некоторые земельные участки выглядят заброшенными, на других кипит работа. Особенно «изящно» вписалась в пейзаж высоковольтная линия, возвышающаяся с южной стороны городища. Разумеется, что визуальная привлекательность объекта от этого только «выигрывает».

Теперь на городище нет ни единой точки, с которой можно было бы сфотографировать памятник на фоне величественных горных хребтов. Кругом или линии электропередачи, или хозяйственные постройки, или коттеджи. Туристу или фотографу остается надеяться только на Фотошоп.

2J8A2883 - копияЧто же происходит на самом городище? Объект по-прежнему огорожен только с двух сторон. Забор с западной стороны так и не установлен. С севера в средней части городского вала проход свободный. Часть ограждения с юго-восточной стороны повалена, а часть сломана. Домашний скот беспрепятственно пасется на городище, делая «существенный вклад» в формирование культурного слоя. Выемку под полотно дороги, как раз накануне приезда международных экспертов, засыпали грунтом. Весной он просел, и образовалась огромная лужа, которая стала водопоем для скота на объекте всемирного наследия.

Мусор не бросается в глаза. Он равномерно распределено по всей территории. Судя по составу, его оставляют соседние домовладельцы и нерадивые туристы.

Возведение «средневековых новостроек», то есть волюнтаристская реконструкция оборонительных сооружений, которая серьезно озадачила экспертов, на 2017-2019 годы не запланирована(6 ). Новоделы, возведенные ранее, начинают покрываться трещинами.

2J8A2914 - копияМеста ранее проведенных раскопок, зарастают бурьяном забвения. По древним мостовым, как и тысячу лет назад, бродят лошади, коровы и овцы. Из четырех информационных стендов, установленных по периметру городища, лишь на одном сохранился плакат с описанием городища. Правда, на одной из фотографий изображение Тараза! Местные жители всерьез его не воспринимают, но очень интересуются, когда же будет достроена дорога.

От опытных глаз экспертов не укрылась ни одна из вышеперечисленных деталей. Ни фотография Тараза на информационном стенде, ни то, что непродуманная реконструкция входных ворот только повредила памятнику, ни сено, которым перед приездом миссии присыпали грунт, которым заполнили выемку под дорогу. Все свидетельствовало о спешке, с которой проводилась подготовка к приезду экспертов.

Эксперты все прекрасно поняли: «Таким образом, мы можем сказать, что государственные институты, напрямую ответственные за сохранение объектов Всемирного наследия на территории Казахстана (Министерство культуры, РГП «Казреставрация», Институт археологии им. Маргулана) не выполнили свои обязанности даже по научной фиксации процесса разрушения» (7).

Миссия рекомендовала «значительно улучшить систему экологического и археологического мониторинга, с активным привлечением общественных организаций и местных сообществ» (8).

Не лучше обстоят дела и с другими памятниками, которые посетила миссия. Помимо Талгара от дорожного строительства пострадают еще пять городов на Шелковом пути, являющихся объектами всемирного наследия. Буферные зоны Актобе и Кулана оказались прорезанными скоростной магистралью Западная Европа – Китай. Кайлыку угрожает проект расширения стратегической автодороги Алматы – Усть-Каменогорск. Восточная часть буферной зоны Костобе будет затронута при строительстве двухполосной автострады с паркингами и другими туристическими сооружениями. В буферной зоне Акыртаса полным ходом идет строительство новой двухполосной асфальтированной дороги, которая ведет прямо к центральной части городища. В настоящий момент практически все восемь объектов находятся под угрозой из-за дорожного строительства или других крупных проектов (9). Эксперты особо подчеркнули, что реализация всех эти проектов началась после того как памятники были включены в Список всемирного наследия, но Центр всемирного наследия не был поставлен в известность о планируемом строительстве (10).

Одной из главных рекомендаций экспертов являются предложения о строгом соблюдении законов и внесении изменений в земельное законодательство и закон об охране исторических памятников. Такая необходимость объясняется тем, что ряд правовых положений конвенции не применяется в национальном законодательстве. В 2017 году в упомянутые выше законы были внесены изменения. Но поправки не имеют отношения к Конвенции.

Эксперты отметили существенное расхождение между сведениями, представленными в досье, подготовленном для номинации, и тем, что они увидели в реальности. Например, в досье говорится, что все объекты всемирного наследия находятся на государственных землях. Но миссия обнаружила, что в различных местах от 30 до 70% территории объектов и их буферных зон находятся в частной собственности! Около 70% этих земель были приватизированы в течение нескольких последних лет (11).

Решение 41 сессии Комитета всемирного наследия.

12 июля 2017 года в польском городе Кракове закончилась 41 сессия Комитета всемирного наследия. Основываясь на выводах, сделанных экспертами в конце 2016 года, учитывая прошлогоднее решение 40 COM 7B.34, было вынесено новое 41 COM 7B.88.

В нем говорится, что Комитет всемирного наследия:

«4. Выражает свою глубокую озабоченность тем, что объект всемирного наследия Талгар подвергся сильному неблагоприятному воздействию в относительно короткий промежуток времени после его включения [в Список]; что состояние его сохранности в настоящий момент создает потенциальную угрозу для всего транснационального комплекса.

AH2A1055 - копия«5. [Комитет] отмечает, что значительное инфраструктурное строительство дороги через городище Талгар было остановлено только в октябре 2016 года, после нанесения серьезного ущерба историческим структурам, археологическим слоям и морфологии памятника; [Комитет] отмечает, что все пять пересмотренных вариантов дороги Берлик – Ак-Булак, предложенных стороной в январе 2017 года, проходят через буферную зону, поэтому [Комитет] предлагает стороне разработать новый маршрут, который бы проходил в стороне от городища и его буферной зоны, в соответствии с требованиями Комитета, и предусматривал снос недостроенного дорожного моста.

6. [Комитет] просит государство-сторону Казахстан представить к 1 декабря 2017 года детальный отчет о работах по реконструкции на городище Талгар как планируемых, так и осуществленных, для обсуждения с совещательными органами;

7. [Комитет] отмечает, что объект Талгар пострадал из-за сельского жилищного строительства в буферной зоне, и просит, чтобы оно было остановлено и был гарантирован строгий контроль над этим процессом. …

9. Далее [Комитет] выражает глубокое сожаление о неблагоприятном влиянии городского развития на восприятие объектов на Шелковом пути и их окружения, и просит в дальнейшем сторону-участницу Казахстан усилить правовые механизмы, чтобы контроль за воздействием городского развития на окружающую среду объектов стал приоритетом.

10. [Комитет] просит государство-сторону уточнить границы объектов всемирного наследия и гарантировать для них высшую степень национальной защиты в рамках этих границ и буферных зон, так как это было предусмотрено при их номинации».

Комитет предложил Казахстану пересмотреть планы управления для всех восьми объектов и их ландшафтов. В решении говорится о необходимости организации эффективной координации между Китаем, республиками Киргизстан и Казахстан для управления объектами всемирного наследия. Комитет просит сторону представить отчет о проделанной работе и планах к 1 декабря 2017 года.

В 13 пункте проекта решения вопрос ставился жестче. Если Комитет всемирного наследия посчитает, что предпринятые Казахстаном меры недостаточны, то возможно включение объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой (12).

Самообман на международном уровне.

Судя по ситуации, сложившейся на городище Талгар к концу августа 2017 года все вышеприведенные рекомендации Комитета всемирного наследия и экспертов ИКОМОС опять остались неуслышанными.

Контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан об охране и использовании объектов историко-культурного наследия, который возложен на местные исполнительные органы области и уполномоченный орган (Министерство культуры и спорта) (13), не осуществляется. Государственная собственность и земля остается брошенной на произвол судьбы.

Видимо сохраняется напряженность между Национальной комиссией Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО и Министерством культуры и спорта, отмеченная экспертами в докладе (14).

Между позитивными намерениями и декларациями о Шелковом пути в Казахстане и их практическим осуществлением существует расхождение. Миссия еще раз отметила, что досье для номинации объектов на Шелковом пути было подготовлено практически без учета реальной ситуации (15).

Все почти как у Гоголя: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь?» Кого обманываете? Себя обманываете! Только с одним существенным отличием. Персонажи Николая Васильевича обманывали друг друга. Наши чиновники пошли несоизмеримо дальше. Они обманывают международное сообщество. Чего же они добились? Того, что их усилиями городище Талгар стало печально известной на весь мир «историей о разрушении» (16). И теперь при упоминании всемирного наследия в Казахстане первое, что приходит на ум – это городище, едва не уничтоженное на потребу развлекающихся нуворишей.

Так способен ли Казахстан сохранить Всемирное наследие?

P.S. По информации Международного информационного агентства «Kazinform» 16 августа в Астане прошла презентация списка 100 сакральных мест Казахстана. Объект Всемирного наследия – городище Талгар – в этом перечне не упоминается! (17)

*************************************************************************************************

  1. Report on the Mission to Kazakhstan. Silk Roads: the Routes Network of Chang’an-Tianshan Corridor (China, Kazakhstan, Kyrgyzstan) (C 1442), 31 October – 9 November 2016. WORLD HERITAGE COMMITTEE. Forty-first session. Krakow, Poland. 2-12 July 2017: http://whc.unesco.org/en/list/1442/documents.
  2. Решение 41 COM 7B.88: http://whc.unesco.org/en/decisions/7087/.
  3. Report on the Mission to Kazakhstan. … , p.47.
  4. Report on the Mission to Kazakhstan. … , p.6.
  5. Report on the Mission to Kazakhstan. … , «Talgar remains in the center of the Mission’s attention and represents one of the exceptional cases in the World Heritage international practice», p.52.
  6. State of conservation report the Republic of Kazakhstan «Silk Roads: the Routes Network of Chang’an-Tianshan Corridor (Kazakhstan, China, Kyrgyzstan): the Talgar, Koilyk, Karamergen, Aktobe, Kulan, Kostobe, Ornek sites and the Akyrtas archaeological complex (Kazakhstan territory). 2017, p.10.
  7. Report on the Mission to Kazakhstan. «Thus, we can say that the government institutions directly responsible for the preservation of the World Heritage properties on the territory of Kazakhstan (Ministry of Culture, State enterprise ‘Kazrestavratsiya’, Margulanov Institute of Archaeology) had no engagement even in scientific recording of the destruction process», p.35.
  8. Report on the Mission to Kazakhstan. …, p.12.
  9. Report on the Mission to Kazakhstan. …, p.10, p.15.
  10. Report on the Mission to Kazakhstan. …, p.27.
  11. Report on the Mission to Kazakhstan. …, p.10, p.25, p.31.
  12. «Finally requests the State Party of Kazakhstan, in close consultation with the States Parties of China and Kyrgyzstan, to submit to the World Heritage Centre, by 1 February 2018, a joint updated report on the state of conservation of the property and the implementation of the above, for examination by the World Heritage Committee at its 42nd session in 2018, with a view to considering, if insufficient progress has been made, the possible inscription of the property on the List of World Heritage in Danger». Draft Decision: 41 COM 7B.88: http://whc.unesco.org/en/soc/3643.
  13. Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года № 1488-XII Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.05.2017 г.), ст.43.
  14. Report on the Mission to Kazakhstan. …, p.34.
  15. Report on the Mission to Kazakhstan. …, p.51, p.64.
  16. Report on the Mission to Kazakhstan. …, p.51.
  17. Ученые презентовали список 100 сакральных мест Казахстана: http://www.inform.kz/ru/uchenye-prezentovali-spisok-100-sakral-nyh-mest-kazahstana_a3055505.