Мынжылки – еще одна «промзона» в национальном парке?

AH2A6571Иле-Алатауский национальный парк стал нелюбимым пасынком Комитета лесного хозяйства и животного мира. Бесконечные эксперименты на его территории, осуществляемые Акиматом города Алматы, не вызывают у Комитета, которому национальный парк подчинен, никакой реакции. Надо реконструировать дорогу – милости просим, надо русло реки забетонировать – добро пожаловать! А если Акимат захочет перевести часть земель особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) в земли запаса… Это вообще элементарно. Сколько нужно? 29 гектаров в Карасайском районе? Запросто. 1002 в урочище Кок-Жайляу? Никаких возражений. 37 гектаров в Аксае, Большом и Малом Алматинских ущельях? Без проблем! Как будто речь идет о кирпичах, станках или трубах на душу населения, а не о ценнейших уголках природы, которых осталось так мало.

Правда, получается одна неувязочка. Чиновники всюду трубят о развитии туризма и тут же уничтожают главную достопримечательность Алматинской области – уникальные природные объекты Иле-Алатауского национального парка.

И вот новое свидетельство безответственности и безнаказанности. AH2A6582Реконструкция селезащитной плотины в урочище Мынжылки на реке Малая Алматинка.

Никто не собирается спорить о ее необходимости. О том, что с 1981 года, когда ее ввели в эксплуатацию, утекло много воды. Но зачем же с таким упорством Акимат города Алматы добивается перевода участка в земли запаса? Этому дается следующее объяснение: «Строительная деятельность подобного рода несовместима с функциями Иле-Алатауского государственного национального природного парка … определенными нормами главы 8 Закона Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях»(1). Какое благоговение перед законом!

А может быть, методы строительства и манипулирования законами несовместимы с функциями национального парка? А может быть, строители ставят целью не защиту особо охраняемой природной территории и мегаполиса, а защиту многочисленных кафе и ресторанов(2), которые оккупировали берега рек в нарушение всех действующих законов,строительных норм и правил? Почему бы это не сделать за деньги местного бюджета?

Посмотрите на фотографии! Ответ очевиден. Если бы это была территория национального парка, от подобных строительных вольностей пришлось бы отказаться! А когда участки переведены в земли запаса – твори, что только душа пожелает. Впрочем, переведены ли земли? Официального документа пока нет! А строительство идет полным ходом. Какое откровенное пренебрежение законом!

В проекте технико-экономического обоснования перевода земель Иле-Алатауского государственного национального природного парка в земли запаса указано: «Самое сильное по интенсивности воздействие в период строительства будет оказано на почвенно-растительный покров»(3). Фотографии это наглядно подтверждают. Зачем же притворяться, господа, и играть в законопослушание, когда даже неопытный взгляд заметит расхождение между красиво написанными бумагами и безобразной действительностью, которую ими пытаются прикрыть?

Чтобы проект выглядел привлекательнее (и был подороже), на «территории строительства и реконструкции плотины IMG-9756 - © ЭО Зелёное спасениеМынжылки планируется проведение мероприятий по благоустройству и озеленению. Будут высажены 7 елей обыкновенных 5-7-летнего возраста со 100%-ной заменой грунта… , 10 декоративных кустарников 2-3-летнего возраста, создано 1150 кв.м газона партерного, и засеяно 980 кв.м травами для укрепления откосов»[4]. Какая забота о природе!

«Но это всего лишь строительство? – может возразить читатель. – Почему вы говорите, что парк уничтожают?». Во-первых, потому что любое изъятие земель национального парка ведет к фрагментации экологических систем. Иными словами, территория парка все больше напоминает шахматную доску. Белые поля – природа. Черные – земли запаса, частные владения, дворцы, руины, свалки  и другие «прелести». Черных полей, так и хочется сказать – черных дыр, с каждым годом становится все больше. Но природа не собирается с нами играть. Животным и растениям не объяснить логику чиновников. Им непонятно, что такое земли запаса, лежащие на пути к водопою или на месте их произрастания. Можно отдельную речку заставить течь в нужном направлении, застроить ущелья. Но природе не прикажешь.

Во-вторых, создается опасный прецедент, когда законами жонглируют, словно колодой карт. Обоснования вывода земель, мягко говоря, шиты белыми нитками. Нас убеждают: то там, то тут необходимо изымать земли для строительства. Сразу же на ум приходит известный вопрос. Кому необходимо? Кому выгодно? И почему именно земли национального парка?

Чтобы обосновать манипуляции с землей, чиновники от природы приводят чисто умозрительные доказательства. AH2A6576Например, в указанном выше технико-экономическом обосновании говорится: «В пределах участка строительства и прилегающей к нему территории вероятность обитания редких и исчезающих видов растений и животных, включенных в Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений … и Перечень объектов охраны окружающей среды, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение … крайне мала»[5].

Почему же проектировщики в этом так уверены? Ведь они сами признают: «В связи с кратчайшими сроками подготовки настоящего проекта полевые исследования на проектной территории не проводились. Материалы, касающиеся наличия либо отсутствия редких видов растений и животных, собраны в ходе анализа имеющихся литературных источников и личного опыта специалистов, обследовавших Иле-Алатауский ГНПП в предыдущие годы в ходе ранее выполненных проектов». А далее они честно признают: «Для уточнения мест произрастания растений, занесенных в Красную книгу, необходимы дополнительные весенние исследования (апрель, май) на участке 37,1765 га с целью реального выявления их встречаемости»[6].

Однако вывод традиционен для подобных обоснований. «Предварительный анализ воздействий позволяет сделать вывод, что при штатном режиме намечаемая AH2A6587деятельность по строительству не окажет воздействия высокой значимости на природную среду, и поэтому допустима по экологическим соображениям»[7].

Ни слова о фрагментации экологических систем! Ни слова о том, что Иле-Алатауский национальный парк внесен в предварительный перечень от Республики Казахстан для включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО!

В-третьих, разработчики очередного «ТЭО разрушения» национального парка аккуратно перечислили все правовые документы, которыми они обосновывали свои выводы.

Но они обошли молчанием правила, согласно которым корректируются технико-экономические обоснования особо охраняемых природных территорий. А зря! Именно там говорится о том, как проводятся мероприятия по инженерной защите участков ООПТ от опасных геологических процессов и явлений[8]. Так вот, предупредительные меры по защите от опасных природных процессов – селей, схода снежных лавин, обвалов и оползней – проводятся без изъятия земель из национальных парков.

Даже в печально известной 23 статье закона об ООПТ говорится, что перевод земель в категорию земель запаса допускается в исключительных случаях[9]. Но это не означает, что он обязателен!

И, разумеется, «законопослушные» проектировщики случайно забыли про статью 18, в которой говорится об установлении вокруг заповедников и национальных парков охранных зон. Нечаянно запамятовали, что в пределах этих зон ограничивается, а иногда и запрещается «любая деятельность, отрицательно влияющая на состояние и восстановление экологических систем» ООПТ. А зоны со стороны города Алматы никогда не было. Даже принятие закона об ООПТ в 2006 году не изменило ситуацию. Здесь иная проблема – короткая память акимов. Ну, а если сами акимы такие забывчивые, что взять с простых проектировщиков?

В-четвертых, как показывает практика, наши строители осуществляют работы самыми варварскими способами, а в национальных парках особенно. Склоны Чимбулака ободраны до камней, строительный мусор – не редкость в Иссыкском и Кимасаровском ущельях. Брошенная техника почти повсюду. Контроля-то нет. Разве что вороны раскаркаются, да сурок засвистит.

Итак, наши благодетели из Акимата создали для горожан и гостей южной столицы еще одну «промзону». Теперь на высоте трех тысяч метров. Приглашаем любителей промышленных зон и свалок посетить национальный парк.

Уничтожение Иле-Алатауского национального парка идет полным ходом, а Комитет лесного хозяйства и животного мира хранит олимпийское спокойствие.

Так какую же государственную политику в области особо охраняемых природных территорий реализует Комитет? Включение Иле-Алатауского национального парка в Список всемирного наследия или его окончательное разрушение?

———————————————-

(1) Проект. Технико-экономическое обоснование перевода земель Иле-Алатауского государственного национального природного парка в земли запаса для строительства селезадерживающих сооружений, Алматы, 2017, с.7.

(2) Проект. Технико-экономическое обоснование перевода земель… , с.10.

(3) Проект. Технико-экономическое обоснование перевода земель… , с.103.

(4) Там же, с.61.

(5) Там же, с.60.

(6) Там же, с.60.

(7) Там же, с.103.

(8) Правила разработки проектов естественнонаучных и технико-экономических обоснований по созданию или расширению особо охраняемых природных территорий, а также корректировки технико-экономического обоснования. Утверждены Приказом  и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 сентября 2010 года № 558 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.12.2015 г.), п.36.

(9) Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.2018 года).

Статья 23, пункт 2: «Изъятие земель особо охраняемых природных территорий не допускается. Перевод земель особо охраняемых природных территорий не допускается, за исключением случаев перевода в земли запаса для строительства и функционирования объектов туризма, предусмотренных документами Системы государственного планирования Республики Казахстан, водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение, и только тех участков, на которых установлен режим ограниченной хозяйственной деятельности, а также для строительства объектов Государственной границы Республики Казахстан, их обустройства и содержания при отсутствии других вариантов возможного их размещения, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан».

———————————————-

Смотрите также:  Мониторинг в природных парках