Пожалейте «Медеу»

Реализация грандиозного проекта «Медеу–Шымбулак» по преобразованию верхней части Мало-Алматинского ущелья сопровождается такими нарушениями законодательства Республики Казахстан, что на эту «стройку века» уже впору обратить внимание компетентным органам.
Напомним, что речь идет о территории государственного природного парка «Медеу», которая является особо охраняемой природной территорией (ООПТ). Основная цель парка, согласно его уставу, – «сохранение государственного природного фонда, ландшафтов и объектов на его территории, а также использование закрепленной за ним территории в природоохранных, научных, учебных, культурно-просветительских, туристических, рекреационных и ограничено хозяйственных целях». Он не предназначен для безоглядного строительства многоэтажных гостиниц, курортов и горнолыжных комплексов. Да, на момент его создания здесь уже существовали каток «Медеу» и горнолыжная база «Шымбулак». Но, в связи с приданием этой территории нового статуса, нужно строго соблюдать режим особо охраняемой природной территории и регулировать посещаемость парка отдыхающими в соответствии с научно-обоснованными рекреационными нагрузками. Это общемировая практика, никакого велосипеда здесь изобретать не надо. И уж, конечно, необходимо было запретить въезд всякому транспорту, кроме служебного. Тем более, что все это прописано в уставе парка: «4.4. На территории ГПП «Медеу» запрещается:

— всякая деятельность, нарушающая устойчивость экологических систем, угрожающая существованию природных комплексов;
— рубка леса, за исключением санитарной.

В ГПП «Медеу» могут быть запрещены или ограничены и другие виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территории».

Сегодня в парке «Медеу» загазованный воздух из-за неимоверного количества машин, замусоренность, застроенность и т.д. Это и вызвало недовольство президента страны во время последнего посещения парка.

Не выполняется и распоряжение президента от 11 июня 2004 года за номером 474 «О мерах по сохранению уникальных и редких ландшафтов на территории Республики», где он дает прямое указание: «Правительству Республики Казахстан: в трехмесячный срок рассмотреть вопрос о придании статуса объекта государственного природно-заповедного фонда республиканского значения территориям урочищ Медеу и Шымбулак и обеспечить их охрану путем установления запретов и ограничений на хозяйственную деятельность на этих территориях». Однако вместо наведения элементарного порядка, местные власти бросились, в буквальном смысле, сворачивать горы. В начале декабря 2006 года аким города Имангали Тасмагамбетов заложил капсулу в фундамент начавшейся на «Медеу» новостройки и объявил: «Все подготовительные работы завершены, и мы приступаем к строительству».

Невольно возникает вопрос, насколько законно такое строительство на территории ООПТ. Вот что на него ответил Сергей Куратов, председатель Экологического общества «Зеленое спасение»: «Все преобразования в таких местах должны проводиться в соответствии с законом об ООПТ, Экологическим кодексом РК и Орхусской конвенцией. А там сказано, что перед принятием любого хозяйственного решения должна быть проведена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза. В обсуждении проекта самое активное участие должна принимать общественность. Она должна быть проинформирована о планах строительства как можно раньше, чтобы оказать реальное влияние на принятие решений. Одной из форм участия общественности в процессе принятия решений являются общественные слушания. Ее заключение не всегда может быть благоприятным для заказчика».

Услышав о начале строительства, представители НПО «Зеленое спасение» послали запрос в городской акимат, чтобы выяснить проведены ли ОВОС и экологическая экспертиза. Но запрос был проигнорирован. И только после жалобы в администрацию президента акимат ответил, что «положительное заключение государственной экспертизы ожидается в июне 2007 года». Откуда такая уверенность, что заключение будет положительным? Или экспертиза превратилась в простую формальность? Однако строительство уже идет полным ходом, за ограждением на строительной площадке начата выемка грунта. Это может увидеть каждый, кто приедет на «Медеу».

Уже после начала строительных работ прошло мероприятие, которое теперь почему-то называется общественными слушаниями. Однако полная информация о проекте не была представлена общественности. Отношение к данному проекту Комитета лесного и охотничьего хозяйства, МООС, дирекции Иле-Алатауского национального парка так и осталось невыясненным, их представителей там не было. Протокол не согласован со всеми участниками мероприятия. Ввиду отсутствия информации, необходимой для принятия компетентного решения, «Зеленое спасение» подало в суд на городской акимат.

«Вместо оценки воздействия на окружающую среду нам заявляют, что будет спилено всего (!) 850 елей, а животные сначала разбегутся, а потом вернутся обратно. А ведь Иле-Алатауский национальный парк, природа которого может значительно пострадать в результате осуществления этих планов, заявлен Казахстаном на включение в Список всемирного наследия. Так что нам дороже – престиж государства или доходы от лишней сотни заезжих лыжников?» – спрашивает эколог Сергей Куратов.

Ольга Исмагилова
Свобода слова № 21(115),
31.05-6.06 2007 г.