30-летию «Зеленого спасения» посвящается
Летняя экологическая школа «Муравейник» работала в Иле-Алатауском национальном природном парке в течение 6 лет с 1996 по 2001 год. В нашей экологической школе собрались отличные педагоги. Программы готовились заранее, изменялись, адаптировались уже потому, что подрастали наши воспитанники. Как мы объясняли для себя, чем мы занимаемся? Ведь надо сначала самим разобраться, что есть что и какие смыслы мы вкладываем в те или иные понятия.
Вот сухое учительское пояснение отдельных целей и задач работы с детьми. А далее будет лирика…
Приведем примеры программ одной из смен:
- Экологическое обучение – изучение биотопов леса, луга, муравейника.
- Экологическое воспитание – освоение правил «Как вести себя на природе».
- Экологическое просвещение – узнать и запомнить – сколько лет живет мусор?
Естественно, мы размышляли о том, какая конструктивная идея объединяла все эти задачи? Четко разделяя, связывали первую ее часть с экологической этикой:
- нельзя наносить ущерб природе – уничтожать, ломать зеленые насаждения, рвать цветы;
- нельзя вредить животным;
- нельзя загрязнять окружающую среду – горы, лес, реки, ручейки, родники…
Мы верили, что семена упадут на благодатную почву, что в наших силах воспитать дружественного к окружающей природной среде человека. Мы стремились воздействовать на мировосприятие, а значит, формирование принципов, убеждений наших юных друзей.
Понимали: понадобится тяжелая артиллерия – экологическая философия. Это значит – речь пойдет о второй, составляющей нашей деятельности, не менее важной, по сравнению с первой, практической.
Прогнозировали конечный результат: на занятиях в летней школе ребята, наверное, сразу и не поймут, какие истины пытаются внушить им преподаватели… Но если зерна прорастут, то наши выпускники будут не год и не два оттачивать свои представления о взаимодействии человека с природой и осмысливать последствия.
И, наконец, важнейший вопрос – какие формы избрать, чтобы донести до наших воспитанников истины, лежащие в основе взаимодействия с природой, нацеленные на сохранение природы и уважение к ней?
Уроки созерцания
«В городах, где живут люди, не найти тихого места. Негде послушать, как распускаются листья весной или как стрекочут крыльями насекомые. Шум городов оскорбляет слух», – выступая перед соплеменниками в 1856 году, говорил индейский вождь Сиэтл.
Действительно, в городской суете не всегда есть место созерцательности, не хватает времени остановиться, оглядеться, всмотреться в окружающий мир. Но однажды этот сокровенный момент сближения с миром случается, и начинается он с созерцания природы. Это свойственно прежде всего натурам с художественными склонностями: художникам, фотографам, поэтам. В первую смену на экологическую учебу приехали именно художники.
Они и стали участниками программы «Встреча рассвета», побуждающей к наблюдению за природой. Нелегкий ранний подъем, ребята в утренних сумерках по росе занимали свои места, рассаживались кто-где – с тетрадями и записными книжками. Время предутренней тишины: вот-вот прозвучит голос первой птахи, пролетит первая бабочка, проползет муравей… Задание простое – составить хронологию пробуждения природы. Затем написать по этим впечатлениям сочинение. Наши друзья из ташкентского клуба «Эремурус» пошли дальше: они учились писать японские трехстишия и пятистишия. Вкладывать в несколько строчек свои наблюдения, волнения от единения с природой, чувства восхищения и печали, смирения и благодарности…
Уроки созерцания – уроки восточной философии взаимодействия с природой, погружения в нее чувствами и… прикосновением к её тайнам.
B самую первую смену, когда участникам групп довелось за время жизни в лагере подниматься с рассветом по три раза, осталось наконец последнее утро, на призыв педагога встретить солнце еще раз, руки подняли добровольцы… большинство.
Совет всех существ
Подготовка к участию в Совете всех существ побуждала проникнуться ощущением в себе другого земного существа или явления – муравья, ручейка, волка, облака, змеи, леса. B представлениях наших предков так и было – все живое!
Не случайно в самый первый раз, когда мы приехали с ребятами в горы, кроме практического урока измерить высоту дерева, был и урок духовный – обними дерево, послушай, как бегут внутри его тела-ствола соки, его «кровь».
А на Совете всех существ ребята выступали в изготовленных ими масках домашних и диких животных, загрязненного ручья, бездомной дворняги, облака, летящего в небесах и наблюдающего за происходящим на земле. Делились от их имени переживаниями, тревогами. Немало бед и страданий связывали с неразумным поведением человека.
Это были уроки миропонимания, ведущего от антропоцентризма к биоцентризму, к пониманию ценности всякой жизни на Земле. Через поэзию, отношение древних народов, ко всем существам планеты и явлениям природы как к живым существам! Так возникло и название нашей летней школы «Муравейник» и заголовок одной из статей «Наша родина – «Муравейник», опубликованной впоследствии в нашем Вестнике «Зеленое спасение».
Прислушаемся к поэтическим строкам молитвы племени Юта:
Земля, научи меня быть спокойным,
как травы спокойны при лунном свете.
Земля, научи меня жить заботой,
как мать живёт заботой о чадах.
Земля, научи меня быть сильным духом,
как одинокое дерево в поле.
Земля, научи меня быть смиренным,
как муравей, по траве ползущий.
Земля, научи меня быть свободным,
как в поднебесье орёл парящий.
Земля, научи меня быть покорным,
как лист, что вянет порой осенней.
Земля, научи меня быть благодарным,
как поле, дождю отдавшее слёзы.