Как нацпарк информацию скрывает

6 января 2017 года Иле-Алатауский национальный парк без каких-либо видимых причин и без ведома Комитета лесного хозяйства и животного мира, осознанно или неосознанно в одностороннем порядке «вышел» из Орхусской конвенции (1)!

А началась эта история с обычного запроса Экологического общества «Зеленое спасение» о предоставлении администрацией парка экологической информации, а точнее, карт национального парка. Казалось бы, что здесь особенного? Во всем мире предоставление карт – это одна из важных услуг национальных парков. Карта – это указатель достопримечательностей, троп, мест размещения палаток, парковок. Это и память о посещении парка, своеобразный сувенир. Каждый посетитель, как потребитель, как физическое лицо, как представитель общественности, наконец, просто как человек, имеет право знать, где он находится, хотя бы для того, чтобы не заблудиться, не нарушить правила и увидеть достопримечательности.

На совершенно банальный запрос мы получили ответ, что карты нам не дадут! Ну как тут не вспомнить анекдот о совершенно секретной информации, которую надо сжечь перед прочтением! Но, если бы отказ был сформулирован в традициях бюрократических отписок: мол, не дадим и все тут – это бы не вызвало удивления. Наши госорганы вообще не отвечают на 30% посылаемых им запросов.

Нет, на этот раз мы получили настоящий правовой шедевр. Цитируем: «Также хотим отметить, что Иле-Алатауский государственный национальный природный парк не является государственным органом (местным исполнительным органом), а является государственным учреждением на праве оперативного управления» (см.письмо Иле-Алатауского ГНПП № 2-19/009 от 6.01.2017 г.).

Этот опус можно было бы простить школьнику, не выучившему урок по основам государства и права, но администрации национального парка… Вам, господа, делающим ссылку в этом же письме на закон «Об особо охраняемых природных территориях», подобное просто непозволительно.

Ведь в статье 2 упомянутого закона говорится:

«1. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан».
А в статье 4 Конституции говорится: «2. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики.

3. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона».

Аналогичное положение содержится и в статье 2 закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Вы только представьте реакцию Комитета лесного хозяйства и животного мира, а про реакцию Министерства сельского хозяйства и подумать страшно. Национальный парк – не государственный орган?! Министерство сельского хозяйства – организационная форма министерство – государственный орган. Комитет – организационная форма комитет – государственный орган, а подведомственный ему национальный парк, финансируемый из государственного бюджета, собственность правительства, – организационная форма государственное учреждение – не государственный орган! Это что, бунт на корабле?

Чтобы помочь администрации нацпарка и дать возможность исправить «ошибочку», цитируем для нее второй пункт второй статьи Орхусской конвенции.

«2. «Государственный орган» означает:
а) администрацию (!) на национальном, региональном и другом уровне;
b) физических или юридических лиц, выполняющих государственные административные функции в соответствии с национальным законодательством, включая конкретные обязанности, деятельность или услуги, имеющие отношение к окружающей среде;
с) любых других физических или юридических лиц, выполняющих государственные обязанности или функции, или оказывающих населению услуги, имеющие отношение к окружающей среде, под контролем органа или лица, указываемого в подпунктах а) или b) выше».

Позвольте, уважаемые господа, напомнить вам и статью 102 Гражданского кодекса, в которой говорится, что к государственным органам относятся предприятия, основанные на праве оперативного управления.

А в соответствии с пунктом 2 статьи 105 Гражданского кодекса государственным учреждением признается учреждение, создаваемое государством в соответствии с Конституцией и законодательными актами или нормативными правовыми актами Президента, Правительства … и содержащееся только за счет бюджета.

Итак, уважаемая администрация национального парка, отбросьте все сомнения, вы – a capillo usque ad ungues — «от волос на голове до ногтей на пальцах ног» – и есть государственный орган.

Поэтому, пока не поздно, пока не грянул гром с министерского Олимпа, вернитесь в лоно Орхусской конвенции и не нарушайте законы Республики Казахстан!

—————————————————————————

1. Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Ратифицирована Республикой Казахстан 23 октября 2000 года: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z000000092_