12 декабря 2014
Президенту Международного олимпийского комитета
Томасу Баху
Château de Vidy, Case postale 356
1001 Lausanne, Switzerland
Phone +41 21 621 61 11
Fax +41 21 621 62 16
legal@olympic.org
http://www.olympic.org
Уважаемый господин президент, уважаемые члены МОК.
Мы обращаемся к вам от имени движения «Сохраним Кок-Жайляу», Экологического общества «Зеленое спасение» и десяти тысяч жителей Казахстана и других стран, выступающих против строительства горнолыжного курорта на территории Иле-Алатауского национального парка.
Мы разделяем и полностью поддерживаем принципы Олимпийской хартии. Как люди, занимающиеся защитой окружающей природной среды для живущих и будущих поколений, особо приветствуем стремление МОК «поощрять и поддерживать ответственный подход к проблемам охраны окружающей среды, способствовать экологически устойчивому развитию спорта … и содействовать получению позитивного наследия от Олимпийских игр городами и странами, организующими Олимпийские игры» (1).
Мы обращаемся к Вам потому, что Республика Казахстан подала заявку на проведение в Алматы зимних олимпийских игр 2022 года, в которой допущены серьезные нарушения вышеназванных принципов Олимпийской хартии.
1. Некоторые объекты, которые предполагается использовать для проведения Олимпийских игр, будут размещены на территории Иле-Алатауского национального природного парка. В заявке, например, названы существующие горнолыжные курорты «Чимбулак», «Табаган», «Акбулак» и планируемый горнолыжный курорт «Кокжайлау». В Докладе рабочей группы 2022 (2022 Working Group Report) указывается: «Место для предполагаемого строительства – Кок-Жайляу – находится в уязвимой природной зоне на территории Иле-Алатауского национального парка» (2).
Однако в Докладе (2022 Working Group Report) не говорится о том, что Иле-Алатауский национальный парк занесен в предварительный перечень объектов Республики Казахстан, запланированных на включение в Список всемирного наследия Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (3). Видимо, этот факт был упущен и в заявке НОК Казахстана. Строительство горнолыжного курорта Кок-Жайляу существенно снизит шансы Иле-Алатауского национального парка на включение в Список всемирного наследия.
Далее в Докладе (2022 Working Group Report) говорится: «В настоящий момент проводятся исследования по экологической обоснованности проекта» (4). Несмотря на то, что процесс согласования проекта уполномоченными государственными органами еще не завершен, в июле 2014 года началось строительство на территории национального парка. В результате уже нанесен заметный ущерб экологическим системам парка (5). Официальные органы, ответственные за управление парками, не предпринимают никаких мер, чтобы остановить строительство хотя бы до завершения официальной процедуры согласования проекта.
Начавшееся строительство опровергает заявление о том, что: «В заявке говорится, что в зоне, где будет проходить олимпиада, имеются альтернативные места для предложенных объектов» (6). Альтернативные варианты строительства действительно рассматривались, но все исследуемые участки располагаются в пределах Иле-Алатауского национального парка.
2. В Докладе (2022 Working Group Report) главными экологическими проблемами, которые необходимо решить Алматы называются: загрязнение воздушного бассейна, плохое качество автомобильного топлива и сложная ситуация с отходами (7). Однако замалчивается целый ряд других факторов, оказывающих серьезное влияние на состояние окружающей среды города. Это – растущий дефицит водных ресурсов (8), сокращение площади ледников в горном массиве, где расположены Иле-Алатауский национальный парк и Алматинский заповедник; уничтожение дикоплодовых лесов с ценными породами деревьев; застройка плодородных земель, в том числе спортивными сооружениями; разрушение мест обитания редких видов животных и растений.
3. В Докладе (2022 Working Group Report) ничего не говорится о том, что строительство горнолыжного курорта Кок-Жайляу может оказать воздействие на территорию Кыргызской Республики, что запланированная деятельность попадает под действие Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан в ответе (№03-20/13829 от 19.12.2012) на запрос Экологического общества «Зеленое спасение» признало, что строительство планируется «в особо чувствительном с экологической точки зрения районе, граничащем с Кыргызской Республикой». Поэтому «в соответствии с Добавлениями I и III Конвенции при подготовке проекта ОВОС должны быть применены положения данной Конвенции».
Кроме указанной конвенции планируемая деятельность может привести к нарушению Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции о защите диких видов мигрирующих животных, Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха. К сожалению, государственные уполномоченные органы не заинтересованы в проведении тщательной оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду национального парка, поэтому она делается наспех.
Это подтверждается официальными документами, опубликованными разработчиками проекта. Они признают, что «работы над данным проектом показали, что для аргументированного обоснования или принятия правильных решений недостаточно достоверных данных. Это связано с тем, что в постсоветский период …, целенаправленных научных исследований и изысканий практически не проводилось. Многие данные устарели, а некоторые ошибочные решения необходимо пересматривать с позиции современных методов и технологий. Без решения этого вопроса невозможно прогнозировать возможные негативные процессы и явления» (9).
4. В 13 пункте Доклада (2022 Working Group Report), посвященном правовой ситуации в Казахстане, говорится: «В заявке говорится, что не будет никаких препятствий для проведения в 2022 году Зимних Олимпийских игр в Алматы. Отмечается желание государства внести изменения в законодательство, касающееся вопросов спорта, чтобы обеспечить проведение игр в Алматы. Закон «О физической культуре и спорте» в настоящее время пересматривается и в проекте закона должны быть учтены соответствующие требования Олимпийской хартии» (10).
Мы не сомневаемся, что Казахстан пойдет на любые изменения законодательства независимо от их последствий, чтобы добиться проведения Олимпиады в Алматы.
Практика показывает, что законодательство Казахстана плохо увязано с международным правом, имеет массу противоречий, подвергается бесконечным изменениям в интересах тех или иных влиятельных экономических групп. В результате многочисленных изменений и дополнений, внесенных в закон «Об особо охраняемых природных территориях» (2006 года), этот нормативный правовой акт уже не может обеспечить нормальное функционирование национальных парков и заповедников. Именно поэтому городские власти Алматы так уверенно заявляют о том, что нет законодательных препятствий для проведения Олимпиады. Но на деле правовая ситуация продолжает ухудшаться. В 2010 году в Национальном докладе о состоянии окружающей среды в республике было отмечено: «Бездействие в сфере сохранения биоразнообразия Казахстана грозит полным исчезновением некоторых видов животных и растений, деградацией экосистем» (11).
Защищая целостность Иле-Алатауского национального парка, общественность в 2013-2014 годах подала пять исковых заявлений в суды с требованиями остановить незаконное строительство (12). При этом опротестовывать в судах действия или бездействие государственных органов крайне сложно, так как «независимость судебной власти ограничивается влиянием исполнительных органов, и для всей судебной системы характерна коррупция» (13). Об этом, видимо, тоже не упоминается в заявке НОК.
5. В 14 пункте Доклада (2022 Working Group Report) говорится: «Алматинская заявка получила полную поддержку на всех государственных уровнях. … Опрос общественного мнения, подготовленный заявочным комитетом, показывает, что 65%, опрошенных казахстанцев, поддерживают ее. Опрос, проведенный МОК в Алматы и прилегающих районах, показал, что 66% опрошенных поддерживают заявку, против – 13%» (14).
Говорить о степени поддержки игр населением города очень сложно, так как в Казахстане нет правовых механизмов учета общественного мнения. Право общественности на участие в процессе принятия решений закреплено в статьях 13 и 14 Экологического кодекса, но практика показывает, что государственные органы, фактически, препятствуют его реализации.
Это подтверждается решениями совещания сторон Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды № II/5а (2005 года) и, V/9i (2014 года). В частности, в решении V/9i говорится, что Совещание сторон «сожалеет по поводу того, что … Сторона остается в состоянии несоблюдения пунктов 2, 6, 7 и 9 статьи 6 Конвенции, касающихся участия общественности в процессе принятия решений» (15). Государственные органы не предпринимают действенных мер для обеспечения эффективного участия общественности в процессе принятия решений. Скорее наоборот, они стремятся отстранить общественность от этого процесса.
Кроме того, необходимо учитывать крайне высокий уровень коррупции в стране, что создает благоприятную почву для манипулирования общественным мнением. По данным исследования Transparency International в 2012 году Казахстан по индексу восприятия коррупции занял 133 место из 174 стран. В 2013 году – 140 из 177 стран (16). Коррупция в Казахстане носит системный характер и встречается во всех ветвях власти.
В Докладе (2022 Working Group Report) говорится: «В Заявочный комитет входят представители Национального олимпийского комитета, центральных и местных органов власти, спортсмены, представители частного сектора, а также представители, контролируемого государством АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына». Фонд контролирует 583 компании, производящих 56% ВНП Казахстана. Хорошо представлены все заинтересованные стороны» (17). В заявке, видимо, не указано, что «по оперативным данным Агентства Республики Казахстан по статистике доля ненаблюдаемой экономики в объеме ВВП по итогам 2011 года составила 19,5%, за последние годы она менялась в диапазоне от 19,5% до 20,1%». «По данным Всемирного банка, средний размер теневой экономики в Казахстане за период 1999-2007 годы составил 41,1%» (18).
6. Кроме того, в Казахстане существуют острые социальные проблемы, решение которых требует бюджетных инвестиций:
- безработица: 35,43% работоспособных граждан не имеют постоянной работы (по данным Агентства по статистике РК), 43-45% – по неофициальным оценочным данным;
- дефицит жилья, составляющий на 2013 год 23 млн. м² или 383 333 квартир;
- 60% детей не имеют доступа к яслям и детским садам, к дошкольному образованию;
- по данным Министерства образования и науки РК в Казахстане не хватает 70 000 ученических мест. 103 школы учатся в три смены, кроме этого 176 школ находятся в аварийном состоянии. Итого для покрытия текущего дефицита надо построить 328 школ, это без учета роста численности населения. Самая большая проблема образования – недостаточное финансирование, несмотря на формальный рост государственных расходов на образование, в 2013 г. составивший около 4,2% ВВП. Этого совершенно недостаточно, так как минимальный стандарт для стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет около 6%.
7. Общественную кампанию поддержал Немецкий союз охраны природы (NABU), Немецкий Альпийский Союз (Deutscher Alpenverein e.V.) (19) и Европейский экофорум (20).
Информация о негативных последствиях реализации проекта для экологических систем национального парка была направлена в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (21), в Конвенцию о биологическом разнообразии (22), во Всемирную комиссию по особо охраняемым природным территориям Международного союза охраны природы (23).
Комитет по вопросам соблюдения Орхусской конвенции начал рассмотрение сообщение алматинцев о нарушении прав горожан на участие в процессе принятия решения по проекту «Кокжайлау» и об общей неспособности государственных органов обеспечить участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, в соответствии со статьей 7 Конвенции (АССС/С/2013/88 (24)).
8. Из указанных выше фактов следует, что действия государственных органов Республики Казахстан противоречат принципам Олимпийской хартии. В частности, государственные органы не поощряют и не поддерживают «ответственный подход к проблемам охраны окружающей среды», не способствуют «экологически устойчивому развитию спорта», не содействуют «получению позитивного наследия от Олимпийских игр» городом Алматы и страной в целом. Исходя из вышесказанного, общественность Казахстана обращается к вам с просьбой отклонить заявку на проведение в Алматы олимпийских игр.
Для обсуждения вышеназванных проблем предлагаем провести встречу рабочей группы МОК с участниками движения в период запланированного визита рабочей группы в Алматы в начале 2015 года.
Map B — Transport Infrastructure and Sport Venues
«The proposed development at Kok-Zhaylau is situated in a potentially sensitive natural area within the National Park of Ile-Alatau»
XXIV Olympic Winter Games 2022 Working Group Report.
– Lausanne, 9 May 2014, p.32
С уважением,
1. Белходжаев Нурсултан (г. Алматы).
2. Жукенова Жамиля (г. Алматы).
3. Беркова Надежда – Экологическое общество «Зеленое спасение» (г. Алматы).
4. Куратов Сергей – Экологическое общество «Зеленое спасение» (г. Алматы).
5. Медведева Наталия – Экологическое общество «Зеленое спасение» (г. Алматы).
6. Спатарь Светлана – Экологическое общество «Зеленое спасение» (г. Алматы).
7. Соляник Сергей (г. Алматы).
8. Красовицкий Павел Михайлович, кандидат физико-математических наук (г. Алматы).
9. Ибраева Елена, профессор, доктор физико-математических наук (г. Алматы).
10. Нурмаков Адиль, кандидат полититических наук (г. Алматы).
11. Чечулин Александр (г. Алматы).
12. Ващенко Надежда (г. Алматы).
13. Баранов Игорь (г. Алматы).
14. Тлегенов Нуржан (г. Алматы).
15. Карпова Мария (г. Алматы).
16. Квашнина Александра (г. Алматы).
17. Ташимова Салтанат (г. Алматы).
18. Назаров Алоис (г. Алматы).
19. Жуков Дмитрий (г. Алматы).
20. Картун Валерий (г. Алматы).
21. Житник Алексей (г. Алматы).
22. Ибраев Таир (г. Алматы).
23. Арасланова Римма (г. Алматы).
24. Игликов Марат (г. Алматы).
25. Игликов Сержан (г. Алматы).
26. Игликова Малика (г. Алматы).
27. Байкадамова Балдурган (г. Алматы).
28. Гацке Евгения (г. Алматы).
29. Якубова Гульзия (г. Алматы).
30. Якубова Дана (г. Алматы).
31. Андреева Лариса (г. Алматы).
32. Абдуманапова Адалят (г. Алматы).
33. Попов Иван (г. Алматы).
34. Бузыкин Андрей (г. Алматы).
35. Гумирова Ольга (г. Алматы).
36. Жанузакова Мадина (г. Алматы).
37. Шуптар Виталий, Историко-географическое общество «Авалон» (Караганда).
38. Ерекенов Абай (г. Алматы).
39. Ким Алия (г. Алматы).
40. Ерекенов Бекжан (г. Алматы).
41. Ерекенов Айдар (г. Алматы).
42. Шорманбаев Амангельды (г. Алматы).
43. Айткожина Дамеля (г. Алматы).
44. Джандосова Ажар (г. Алматы).
45. Шрайбер Дагмар (Берлин, Германия).
———————————————————
46. Мамилов Надир (г. Алматы).
47. Садовская Елена (г. Алматы).
———————————————————
Экологическое общество «Зеленое спасение»
———————————————————
1. Олимпийская хартия. Миссия и роль МОК, п.13. и 14; http://olympic.ru/upload/documents/about-committee/charter/charter_09_09_2013.pdf.
2. «The proposed development at Kok-Zhaylau is situated in a potentially sensitive natural area within the National Park of Ile-Alatau»XXIV Olympic Winter Games 2022 Working Group Report. – Lausanne, 9 May 2014, p.38; http://www.olympic.org/Documents/Host_city_elections/2022_Working_Group_Report.pdf.
3. http://whc.unesco.org/en/statesparties/KZ/.
4. «Environmental feasibility studies are currently in progress». XXIV Olympic Winter Games 2022 Working Group Report, p.38.
5. В августе 2014 года Департамент экологии по городу Алматы предъявил застройщику претензию за ущерб, нанесенный окружающей среде, и передал материалы в суд на приостановление строительства (Письмо Департамента экологии по городу Алматы №04-11/921 от 19 августа 2014 года).
6. «The bid stated that alternative sites for the venues proposed are available within the existing proposed Olympic zone». XXIV Olympic Winter Games 2022 Working Group Report, p.38.
7. Там же.
8. «В результате деградации горного оледенения сток рек северного склона Заилийского Алатау сократится, по экспертной оценке, примерно на 16 процентов. … Все эти три направления негативных последствий деградации оледенения для водных ресурсов и водного режима горных рек требуют тщательного изучения и количественной оценки». Национальный отчет о человеческом развитии. 2008, с.62-63.
9. Технико-экономическое обоснование перевода земель особо охраняемых природных территорий Иле-Алатауского государственного национального природного парка в земли запаса для горнолыжного курорта «Кокжайлау», Алматы 2014, с.91.
10. «Bid documents indicate that there should be no legal obstacle to the organisation of an Almaty 2022 Olympic Winter Games. Mention is made of the State’s willingness to adopt sports-related legislation to support the organisation of the Games. The “Law on Physical Culture and Sport” is currently being revised and the draft law should include certain provisions of the Olympic Charter». XXIV Olympic Winter Games 2022 Working Group Report, p.45.
11. Национальный доклад о состоянии окружающей среды в Республике Казахстан в 2010 году. – Алматы, 2011, с.115.
12. Например, см. http://esgrs.org/?page_id=7239.
13. Стратегия для Казахстана. Европейский банк реконструкции и развития: http://www.ebrd.com/russian/downloads/country/strategy/kazakhstan_l.pdf, 17 декабря 2013 года, с.42.
14. «Almaty’s bid has the full support of all levels of government. … An opinion poll commissioned by the bid committee shows 65% support in Kazakhstan. The IOC poll in Almaty and the surrounding municipal areas shows 66% support for Almaty hosting the Games, with 13% against». XXIV Olympic Winter Games 2022 Working Group Report, p.47.
15. http://www.unece.org/env/pp/aarhus/mop5_docs.html.
16. Corruption Perceptions Index 2012; http://cpi.transparency.org/cpi2012/results. Corruption Perceptions Index 2013; http://www.transparency.org/cpi2013/results.
17. «The Bid Committee also includes representatives of the NOC, national and local governments, athletes and the private sector, as well as representatives of the state controlled Wealth Fund “Samruk-Kazyna”, which owns 583 companies contributing 56% of the GDP of Kazakhstan. There is a good representation of all stakeholders». Там же.
18. Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013 – 2015 годы. Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года № 190: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300000190.
21. http://esgrs.org/?p=21909.
22. http://esgrs.org/?p=17499.
23. http://esgrs.org/wp-content/uploads/2018/03/40939f_4ae578e88b1245b0bd64cfb626945c5b.pdf
24. http://www.unece.org/env/pp/compliance/compliancecommittee/88tablekaz.html.