Операторы размышляют о профессиональном мастерстве Вячеслава Белялова

Марат Турганбаев, студент 2 курса операторского мастерства. Мы посмотрели несколько фильмов Вячеслава Белялова и расскажем, как, по нашему мнению, оператор kamera-img_8675-copy    снимал это кино. Вот я сейчас держу в руках камеру «Конвас». Это довольно тяжелый неудобный аппарат и штатив для него громадный. Оптика на нем установлена обычная. Как на эту камеру снимали?! Сейчас аппараты весят намного меньше, есть и по 3 килограмма. По фильмам видно, что условия съемки трудные. Вячеславу Алиевичу нужна была  длиннофокусная оптика, чтоб снимать с большого расстояния и, включив камеру, не напугать птицу. Такая оптика, прикреплённая к объективу, занимала немало места. Наш мастер Геннадий Львович Ройтман рассказывал, как нелегко снимать такой камерой. Надо постоянно наводить на фокус. Это хорошо, если птица не находится в движении, а если она передвигается, значит, надо удерживать ее в фокусе, сопровождать панорамируя.

Эльмира Темиргалиева, студентка 2 курса операторского мастерства. Когда я смотрела «Дом для серпоклюва», заметила, что при съемке птицы в полете возникает тряска, подрагивание кадра. Геннадий Львович разъяснил ситуацию. Оптика была дефицитной, штатив плохо приспособлен для панорамы. Вячеслав Алиевич в основном использовал трансфокатор-десятикратник (25-250 мм) – объектив с переменным фокусным расстоянием, зеркальный объектив МТО-1000 и длиннофокусный зеркальный объектив 700 мм, иногда 16 (широкоугольник). Такими объективами можно снимать крупные планы. Снимал не для широкого, а обычного, стандартного экрана. О «Конвасе» могу сказать следующее: ручная камера, оснащённая турелью – круглым барабаном с тремя объективами с различным фокусным расстоянием, что было очень удобно для оператора. Звук камера не записывала. Звуковое оформление записывалось на магнитофон.

kamera-img_8679-copyЭта камера была лучшей в Советском Союзе. Легче других камер-тяжеловесов. Недаром к ней обратился и оператор художественного кино Сергей Урусевский. В нее можно вставить пять кассет по 60 метров и две кассеты по 120 метров. Перерыв между съемками при смене кассеты и объективов составлял считанные секунды. К примеру, чтобы поменять кассету в немецкой камере АРРИ уходит намного больше времени, к тому же в камере имеется синхронный мотор, что даёт постоянную частоту при съёмке. Зубчатый барабан и грейферный механизм меньше, чем у других камер и поэтому отверстия перфорации точно попадают на зубцы барабана, не повреждая плёнку и не создавая риск её обрыва. Дырочки перфорации бывает прямоугольные и бочковидные. Здесь использовалась перфорация второго типа и пленка проходила плавно и гладко.

Как говорил Геннадий Львович, «Конвас» мог бы быть самой лучшей камерой по своим показателям, но и у него были существенные недостатки. При съемке птиц, зверей нужно вести себя как можно тише и быть незаметнее для тех, на кого ты направил свой объектив, дабы не спугнуть животное и не навредить ему. С «Конвасом» это было достаточно сложно, потому что эта камера очень шумная.

Очень впечатлил меня фильм о каракурте. Интересно то, что при макросъёмке при наведении фокуса на брюшко паука зачастую лапки оказываются не в фокусе, но в фильме Белялова все тело каракурта видно четко, снято в резкости. Я решила выяснить, в чём же тут «фокус»? Оказывается, оператор пользовался специальной насадкой. Эта макронасадка с мехом по форме напоминает гармошку… Признаться, для меня это нечто редкое и необычное.

Ещё я узнала, что в 90-е годы Вячеслав Алиевич снимал и для BBC, но уже не «Конвасом», а камерой Betaсam. Для профессионала, привыкшего во время работы постоянно менять оптику, это было не совсем удобно, приходилось приглашать специалистов по технике для смены объективов на видеокамере Betaсam.

Особенность съёмки природы заключается ещё и в том, что нередко оператору приходится быть и режиссёром, и это не может не радовать меня, как будущего оператора.

М.Турганбаев. Мне понравилось, как режиссер показывал среду обитания, связь с другими животными. Монтаж интересный, интригующий: В фильме «Красавчик джек» есть такое предисловие: показались черепахи, одна черепашка догоняет другую, потом бегает вокруг нее. Это смешно смотрится. Следующий комический момент: ящерицы поглядывают, что там впереди происходит. Мы, как операторы, понимаем, что это было снято в разное время в разных местах, а потом смонтировано. Поразил меня крупно снятый план головы черепахи так, что виден ее глаз!

Э.Темиргалиева …и такой примитивной техникой! Мы смотрели фильм про беркутов. Представили себе, что нужно было взобраться на скалу, разместиться неподалеку в маленькой палатке …и как там лежать или сидеть на корточках!? Это неудобно. Есть риск и сорваться. А нужно дождаться, когда появится птенец. Оператор опасается за его жизнь. Ведь можно, вспугнув птицу, подвергнуть смерти орленка, лишив его родителей. Были же такие случаи, когда люди по неосторожности, из-за любопытства наносили вред животным. А многие из них занесены в Красную книгу. Тот же серпоклюв – очень редкая птица. На тот момент, когда их снимал Белялов, всего 100-150 пар обитало в СССР.

Темир Жасыбаев, студент 2 курса операторского мастерства. Я обратил внимание, что в фильме «Дом для серпоклюва» очень выразительно снят пейзаж Большого Алматинского озера. В основном, съемка ведется макрообъективом и длиннофокусным объективом. Интересен зимний пейзаж. С верхней точки показано отражение гор в озере.

М.Турганбаев. Мне понравился эффектный операторский прием – силуэтная съемка. Так Белялов снял каракурта на закате. Смотрели фильм один, другой и обращали внимание на работу оператора, видели его мастерство, его технику съемок научно-популярного  фильма. В присутствии оператора птица вела себя совершенно спокойно. Это говорит о том, что оператор имел большой опыт работы.

Условия съемки были нелегкими. Чтобы снять птицу с близкого расстояния, оператор должен либо маскироваться, быть незаметным или снимать издалека. Но видно, что снимал он с близкого расстояния. В горах тогда похолодало. Он этот холод терпел. В фильме есть кадры-панорамы с верхней точки, снятые длиннофокусной оптикой с вертолета. Любой оператор знает, что такая съемка требует особенного мастерства. Съемка ведется только со штатива, с рук так не снимешь. Белялов, будучи режиссером своих фильмов, так задумал и снял. Конечно, он был терпеливым, смелым и целеустремленным.

Серпоклюв вписан в Красную книгу, значит, сначала надо изучить эту птицу, знать, как она отреагирует на появление человека, чтобы не вспугнуть ее. Многие боятся браться за съемки фильмов о природе. Во-первых, на их создание уходит немало времени. Во-вторых, документальное кино и научно-популярное кино интересно определенным  зрителям, а их немного. Белялов снимал с целью показать, что существуют редкие животные, где они обитают, в какой среде.

Геннадий Львович Ройтман, руководитель мастерской операторов. Вячеслав Белялов любил снимать фильмы о природе. roytman-img_8674-copyВсе зависело от него самого, его решимости. С каждой съемкой он искал, как сделать лучше, какие использовать объективы, приспособления. Механик киностудии помогал модернизировать аппаратуру. Это ж не просто – взял и поехал! Ты никогда не снимешь животных, если заранее не изучишь их биологию. Надо встретиться с консультантами – орнитологами, зоологами, энтомологами. Знать, где расположиться, пока птицы еще не прилетели, присмотреться, поставить скрадки, чтобы менять точки. Снял с одной точки, потом – с другой. Кинематографический язык заключается в том, что мы с разных точек проникаем в глубину событий. Птицы прилетают и привыкают к появлению на их территории посторонних объектов. А оператор изучает, где животные кормятся, где строят гнезда. Важно не пропустить событие в жизни животного. Ушел, пока ходил, – они улетели и ещё что-то случилось. Надо иметь большое терпение.

В фильмах Белялова использовалась оригинальная музыка. Это очень дорого. Обычно мы используем в качестве музыкального сопровождения в фильме то, что было написано ранее, где-то прозвучало. Так из картины в картину повторяется одно и то же, а приглашая композитора, вы получаете новую, оригинальную музыку. Эдуард Богушевский с Беляловым понимали друг друга с полуслова и буквально всю драматургию фильма прописывали как взаимодействие изображения и музыки.

Белялову хотелось подражать, снимать, как он. Я мечтал, когда стану оператором, первые мои работы будут о природе. Потом понял, что это очень тяжело, перешел в цех документального кино. А Белялов продолжал специализироваться, и не просто был известен в Советском Союзе и за границей: у него выработался свой язык, свой стиль. Когда Союз распался, именно к нему обратились продюсеры ВВС и именно его приглашали снимать фильмы о природе Казахстана. Ему предоставили, а потом и подарили видеокамеру с необходимой оптикой.

Если вы смотрите канал «Nаtional geographic», можете заметить, что большинство лент снято на видео, хотя на Западе снимают и на кинопленку 16 мм легкой портативной камерой. Это очень удобная камера, в 2 раза меньше стандартной, а качество передачи такое же, что и при съемке на 35 мм пленку. Затем изображение переводят на электронные носители, и оно сохраняет высокое качество. Сегодня есть датчики слежения, оператор поставил камеру, и как только в зону действия вошел зверь или влетела птица, камера включается и снимает. Камеры записывают документальный звук одновременно с изображением. У нас же камера только снимала, а звук записывался selyukov-img_8692-copyотдельно, потом подкладывался под изображение. И не всегда совпадал…

Британцы разработали видеокамеру, которая может снимать ночью и не в инфракрасных лучах, которые искажают изображение.

Новые технологии расширили возможности для съемки научно-популярных картин о природе, позволяют проникнуть в тайны мира животных, увидеть полет стаи гусей прямо в воздухе. Это невероятно! И это не компьютерная фикция.

Прошло более шести лет, как нет Вячеслава Белялова. Мы живем большим кинематографическим миром и помним о нем, ведь он оставил замечательное наследство…

Е. Селюков. Вопрос, касающийся перспектив создания кино о природе. Снимают ли сегодня казахстанские операторы природу? Хочет ли кто-либо этим заниматься? Может ли Казахстан выпускать конкурентоспособную продукцию? Вы говорили о технике нового поколения…

Г. Л. Ройтман. Это большая проблема для нас. Нет возможностей снимать на базе «Казахфильма», на такие фильмы не выделяются средства. Утрачены связи с консультантами, в ученом мире свои проблемы. Нужны заинтересованные специалисты для съемки определенных видов животных, это может быть даже дороже, чем снимать игровое кино. Надо готовить операторов, надо оплачивать эту работу. Тут одного энтузиазма недостаточно. И как результат у нас не снимают кино о животных. Конечно, мы вернемся к этой практике. Какое это было бы украшение для телеканалов – маралы в заповеднике, снежный барс в национальном парке, редкие птицы…

Е. Селюков. Может быть, просто вся проблема …в человеческом факторе?

Фотографии Н.И. Медведевой и Н.Н.Берковой.

Материал подготовила Надежда Беркова.

Март 2011 года.