«У японцев еще сохранилась та простота существования, которая оставляет время на то, чтобы выйти на прогулку, созерцать. Они еще с волнением смотрят на травинку, на летящую птицу, на чудесные движения рыб и возвращаются, полные прекрасных впечатлений…», – размышлял когда-то великий импрессионист Пьер-Огюст Ренуар.
У нашей новой знакомой – все рядом. Ходить далеко не надо, – все в волшебном саду с волнующимися между деревьев, кустов и цветов тропинками. Как тут не восхититься изысканным клематисом, экзотической невестой в зелени (!), вечно привлекательными розами, колокольчиками и простодушными полевыми анютиными глазками! Не постоять рядом с роскошными деревьями – канадским кленом, сакурой, раскидистой ивой, орехом, карагачом, что занимает в центре свое почетное место, давая тень этой части сада. Здесь ее мир, постоянно меняющийся, обновляющийся. Каждый день – новый, каждый день – открытие видимого и слышимого. Все радует, удивляет и вдохновляет: и крик иволги, и голос кукушки, пенье соловья и ночные возгласы сплюшки. В этом саду хозяйка трудится не одна: на помощь ей, как в сказке, являются животные. Сороки сажают орехи. Как это у них получается? Подбирают лучшие из плодов, находят ямку и отправляют туда орех. Зерно даст ростки, и наблюдательная садовница отметит, что они взошли именно там, где копалась сорока.
Особая гордость нашей знакомой – пионы, ее пионовый рай. Откуда он взялся? Это дорогое сердцу наследство, доставшееся от талантливого селекционера-художника, ученика природы, распознавателя ее законов. Долгие годы, до самого ухода он трудился в своей цветочной «мастерской», будто прислушиваясь к Ренуару: «Чтобы быть художником, надо учиться распознавать законы природы». Имя этого человека – Анатолий Скакодуб.
Ныне хозяйка пестует все это богатство, в отдельных своих экземплярах еще неизвестное, не нашедшее признания в мире специалистов. Здесь среди пионов она как среди любимых друзей, с которыми можно вести неслышный посторонним диалог. Действительно, ситуация редкая: цветы, названные именами ее родных и близких, тех, кого уже нет на свете, будто в чем-то напоминают этих людей. Крупный цветок, едва держащийся на стебле, – «Арсен». Отмеченный терпким, чуть винным запахом пион, назван в честь его автора-селекционера – «Анатолий Скакодуб». Есть и такой – розовый с белой светящейся сердцевиной, нежным запахом, что носит ее имя – «Елена Сергеевна».
Кредо Ренуара – «Чтобы не стать ничтожеством, художник должен верить в себя и следовать своему подлинному учителю – природе» – можно отнести и к убеждениям Елены Сергеевны.
Откроем имя нашей знакомой. Мы, казахстанцы, а также ее зарубежные почитатели хорошо знаем художника, графика, иллюстратора Елену Сергеевну Бейсембинову.
Кинематографисты помнят о ее вкладе в анимационное искусство как мультипликатора-постановщика фильмов, снятых на «Казахфильме». Ценители живописи не раз посещали выставки Елены Сергеевны и сразу узнавали ее произведения, отмеченные характерным стилем. Романтически-сказочные портреты юных красавиц, и пронизанные солнечным светом пейзажи с играющими облаками, и натюрморты с предметами, искрящимися перламутром. Нынешняя победа художника, ее веры в себя и следования природе – немалый цикл работ, посвященный цветам и, конечно, самым любимым – пионам. Елена Сергеевна в ее цветочном раю, освещенная южным солнцем, сама излучает свет неутомимой энергии земного творца, хранителя вечных ценностей, которыми нас одаряет природа.
Кстати, немалая часть произведений художника нашла почитателей среди коллекционеров в Южной Корее, Китае, Японии. Объяснить этот феномен несложно, поскольку в странах Дальнего Востока во все времена существовал культ вечной природы, и благоговение перед ее божественными изменчивыми живыми проявлениями наполняло существо человека.
Радуясь счастливому случаю, что способствовал нашему знакомству, поздравляем Елену Сергеевну с днем рождения, который она отмечает 24 июля. Новых свершений, замыслов и их воплощения в Вашем творчестве художника и садовода!