ГЧП. Дикий рынок вместо дикой природы!

TalgarskiyPereval+Нарушение принципов

Отсутствие экологической политики и политики в области развития особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) привело к тому, что они стали объектом всевозможных коммерческих манипуляций, не связанных с их целями и задачами. Под предлогом поддержки бизнеса и развития экологического туризма начался очередной этап расхищения государственных земель и бюджета. Видимо, недалек тот час, когда место Конституции займет Предпринимательский кодекс, а права человека будут оттеснены правами предпринимателя.

Ни чиновники разного уровня, ни бизнесмены не рассматривают ООПТ как стратегические факторы (объекты), вносящие решающий вклад в смягчение последствий климатических изменений, поддерживающие биологическое разнообразие, сохраняющие водные ресурсы, содействующие укреплению экологической безопасности.

Именно поэтому изменения, которые предлагают внести в перечень объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), не учитывают международные обязательства, которые принял Казахстан. Центральные и местные органы власти, бизнес-структуры фактически не руководствуются нормами международных конвенций, ратифицированных Казахстаном, в первую очередь, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенции о биологическом разнообразии и Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция).

Сама идея о применении механизма ГЧП на ООПТ противоречит принципам экологического законодательства Республики Казахстан. В пункте 15 статьи 5 Экологического кодекса говорится о «презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательности оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения при принятии решений о ее осуществлении». Слепое перенесение чужого опыта на нашу почву, без учета высокого уровня коррупции, неудовлетворительного законодательства, массового нарушения законов, низкого профессионального уровня специалистов принесет горькие плоды.

Применение ГЧП в развитых и развивающихся странах показывает, что не во всех секторах экономики этот механизм действует успешно. Он в значительной степени пробуксовывает в социальном секторе, где доступ к различным благам и равенство имеют большое значение (Public-Private Partnerships…, р.22). Наиболее пессимистичные оценки указывают на то, что ГЧП «подрывает демократию систематически, сокращая ответственность, возможности и власть государства (undermine democracy by systematically reducing the responsibility, capability, and power of the state). (Public-Private Partnerships…, р.22).

Наконец, многолетняя практика показывает неспособность нашего бизнеса даже рационально использовать ООПТ, не говоря уже об управлении.

Противоречие на противоречии

В действующем «Перечне объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию» говорится:

«1. Земля, воды (за исключением передачи права временного безвозмездного землепользования в целях реализации договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии), растительный и животный мир.
2. Особо охраняемые природные территории…
7. Объекты историко-культурного наследия и культурные ценности».
Предложение исключить из перечня второй пункт приведет к полному абсурду, так как нормативный правовой акт станет не выполним. Земля, воды, растительный и животный мир являются неотъемлемыми элементами ООПТ, составляют саму их сущность.

Они идут другим путем

Номер с переводом земель из национальных парков в земли запаса не совсем удался! Поправки в закон об ООПТ, принятые в сентябре 2020 года, создали серьезное препятствие, хотя уполномоченные органы не спешат вернуть земли Кок-Жайляу национальному парку. Но желание поживиться за счет государственного имущества и бюджета не угасло, а стало еще более жгучим. Если не получилось напрямую захватить государственные земли (имущество), то надо искать другой путь. Этот путь – долгосрочная аренда и ГЧП.

Никакие климатические, биологические, геологические и прочие особенности территории предприимчивые дельцы не принимают во внимание, если они не приносят доход.

Права человека или пыль на ветру?

Внедряя ГЧП нам навязывают: право на отдых за большие деньги, право остаться за заборами, которые вдоль и поперек перегородили, например Иле-Алатауский ГНПП.

«Каждый человек имеет право жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, и обязан как индивидуально, так и совместно с другими охранять и улучшать окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений» (Орхусская конвенция, преамбула).

Мы требуем строгого соблюдения нашего права на доступ к природным ресурсам.

Мы требуем, чтобы бизнес не забывал о том, что он несет ответственность за соблюдение прав человека.

Считаем, что в 2017 году Правительство правомерно внесло ООПТ в перечень объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства. Они являются стратегическими объектами. Полностью разделяем и поддерживаем это решение.

Считаем неоправданным и необоснованным внесение изменений в данное постановление, что может привести к непредсказуемым негативным последствиям.

Экологическое общество «Зеленое спасение»

Сноски:

  • Закон РК «О государственно-частном партнерстве» 2015 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2020 г.).
  • О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2017 года № 710 «Об утверждении перечня объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию»: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=5740252#leave-npa-comment.
  • Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2017 года № 710 «Об утверждении перечня объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию».
  • Country Readiness Diagnostic for Public-Private Partnerships. The World Bank Group, 2016: http://pubdocs.worldbank.org/en/943711467733900102/Country-PPP-Readiness-Diagnostic-Tool.pdf.
  • Public-Private Partnerships and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Fit for purpose? DESA Working Paper No. 148, ST/ESA/2016/DWP/148, February 2016: https://www.un.org/esa/desa/papers/2016/wp148_2016.pdf.