Все воистину выдающиеся деяния в мире связаны с талантливыми, трудолюбивыми, щедрыми людьми. Почему мы чтим театр Сергея Образцова? Или узнаем по названию Карнеги-холл имя мецената, вложившего средства в сооружение концертного зала? В Москве Третьяковская галерея носит имя российского коллекционера произведений искусства. Их основатели не сразу были замечены в обществе, потом имена их начали узнавать по делам. Рукотворными памятниками стали музеи, театры, парки, сады. Истории выдающихся деяний на благо человечества – это истории людей.
В столице Аджарии Батуми живут благодарные люди. Там несколько памятников садоводам! На Приморском бульваре, в ботаническом саду. Поставлены они по заслугам.
Вот скульптурная композиция: за столиком сидит Михаил Д’Альфонс – садовод, основатель и первый смотритель Приморского бульвара. Туристы присаживаются рядом и делают фотографии на память. На табличке написано: «Михаил Д’Альфонс. Знаменитый французский дворянин в 1880-е годы был главным садоводом и декоратором Батуми. С его именем связано основание и развитие Батумского бульвара. За короткий срок Д’Альфонс превратил непроходимые прибрежные зоны в настоящее чудо. За это современники называли его «добрым гением Батумского побережья». Д’Альфонс увидел уникальные возможности Аджарского побережья, способствовал освоению его богатого ландшафта и созданию здесь мест для отдыха».
Ландшафтному дизайнеру принадлежит идея обустройства Приморского бульвара, появившегося в 1881 году. Поныне он, влекущий к легкому променаду, – как рекламная открытка города, выставочная демонстрация вечнозеленого биоразнообразия.
Приглянулись французскому садоводу и отроги нагорной Аджарии в районе Зеленого мыса. К счастью, сохранился его дом, где М. Д’Альфонс спланировал парк во французском регулярном стиле, рассадив редкие декоративные растения, выписанные с юга Франции: вечнозеленые магнолии, олеандры, пальмы, кипарисы, кедры, сосны. Отсюда дивные растения пересаживались в парки и сады прибрежной полосы Аджарии.
Ботаник подбирал виды деревьев, способных быстро расти и осушать болота. Маленький городок (в 1882 году население Батума едва превышало 8 тысяч жителей) и его окрестности должны были стать местами, привлекающими новых жителей и туристов.
Благодаря усердию Д’Альфонса на Зеленом мысе появился Нижний парк. До освоения выбранной территории гористая местность полностью была покрыта лесом колхидского типа, состоящим из тополя, каштана, липы, лавровишни, рододендрона и другой растительности.
В список садоводов-пассионариев вслед за Д’Альфонсом можно включить географа и ботаника Павла Егоровича Татаринова и по праву считать одним из отцов-основателей ботанического сада. Имеющего богатый опыт проектирования сада в Сухуми, его пригласили продолжить славное дело в Батуми. Так Татаринов занялся в начале 1900-х годов расширением сада на Зеленом мысе, его заслуга – создание Верхнего парка. Здесь ботаник построил большую дачу, сегодня в здании расположены научно-исследовательский центр и офис главной администрации сада.
Сохранились точные цифры, связанные с посадками Татаринова. Закладывая сад еще в Сухуми, садовод завез 48 редких видов пальм, 20 видов эвкалиптов, 46 видов агав, 27 видов кипарисов и множество других. Очарованный видом экзотических растений, он активно пополнял коллекцию, выписывая семена и саженцы из других ботанических садов, заказывая редкие растения в Бельгии, Италии, Германии. В саду появляются 15 сортов мандариновых и апельсиновых деревьев, лотос, индиго, японская хурма. После северных красот Петербурга Татаринов с восхищением засматривался на гиганты-эвкалипты, стройные кипарисы, экзотические пальмы. Представляю, с каким восторгом Павел Егорович подбирал растения, выписывал их, а потом вскрывал посылки с семенами! Одержимость Татаринова благородным делом украшения земли не знала границ, и большая часть сокровищ, привезенных из Сухуми, легла в основание нового парка в 1901 году.
А далее подключается Андрей Николаевич Краснов. Еще в 1880 году очень молодой человек (!) – русский студент Андрей Краснов мечтал создать ботанический сад на берегу Черного моря. Но к масштабному строительству сада он смог приступить только спустя десятилетия.
Ушли годы на изучение флоры в разных уголках земли, куда Краснов отправлялся в дальние путешествия. Ученый был заворожен экзотическими растениями, договаривался, как их доставить, чтобы не повредить корни. Долго размышлял над планами-проектами: в каком месте высадить бамбук, кедр, сосны, чтобы возникла естественная живописность. Как на холмах-отрогах размерить дорожки, тропинки, уголки для отдыха.
Спроектированный Красновым сад – подтверждение высокого уровня его научного творчества. В действительности, Андрей Николаевич был не только учёным-натуралистом, но и художником, глубоко чувствовавшим красоты природы. В архитектонике сада естественным образом сыграли роль его личные пристрастия и умения.
На Зеленом мысе уже действовали Нижний и Верхний парки, но торжественное открытие самого сада состоялось в 1912 году. Краснов умер через два года, в самый разгар организации любимого детища, и завещал похоронить его на месте, откуда виден поселок Чакви с окружающими селение заснеженными вершинами, морским пейзажем.
Сад развивался. В его благоустройстве, формировании новых участков принимали участие ученые новых поколений. Таким стал садовод-декоратор Ясон Давидович Гордезиани, подхвативший эстафету святого дела предшественников. Молодой человек получил специальное образование в Тбилисской садовой школе, учился во Франции, окончил сельскохозяйственный институт в Версале, работал в Лондонском ботаническом саду. Садоводство было делом всей его жизни. Именно Гордезиани, как практика, Краснов пригласил вместе с ним, ученым, благоустраивать сад в качестве главного садовника.
В 1934 году Гордезиани назначили главным озеленителем Батуми. Благодаря его радению поддерживался и преображался парк у озера Нуригели, созданный еще во времена Михаила Д’Альфонса. Поныне в Батумском ботаническом саду ухожен участок, названный садом Гордезиани.
Вечнозеленый город стали посещать литераторы и поэты. В 1920-е годы здесь бывали Есенин, Ильф и Петров, Булгаков.
И сегодня в Батуми много туристов. Не зная имен тех, кто первым преобразил все эти ландшафты, они наслаждаются красотами садов, парков, бульваров и в какой-то момент оказываются рядом со скульптурными образами, посвященными их памяти. И узнают о них, отдавших годы жизни украшению земли.
Батумский ботанический сад – одна из главных туристических достопримечательностей Аджарии и один из крупнейших ботанических садов бывшего Советского Союза. Таким большим, более 110 га земли, он стал в 1955 году, когда объединили территории Нижнего и Верхнего парков с садом, заложенным А.Н. Красновым.
Главная дорожка в 2,8 километра с юга на север проходит через все части сада. Если же отправиться окольными дорожками – пройти большую часть подъемов и спусков, получится, наверное, четыре с лишним километра. За один день весь ботанический сад осмотреть невозможно, и потому возвращаешься вновь и вновь, чтобы попасть в самые укромные и дальние его уголки. Путешествовать по территории – одно удовольствие!
Как только оказываешься в этом царстве растительного биоразнообразия, хочется узнать и запомнить едва ли не каждое поразившее тебя дерево, кустарник, цветок. Зеленые насаждения здесь самых разнообразных форм, размеров, объемов. Глаза разбегаются!
Вот сибирский кедр, или, по-иному, кедровая сосна. Кора будто сложена из пазлов с рубцами, пластин, переливающихся медью. Останавливаешься рядом с неизвестным растением, а это калиандра мимозовая. Какой красавец – барбарис Тунберга! При наличии такой огромной коллекции пять тысяч видов, разновидностей и форм, в том числе около двух тысяч видов древесно-кустарниковых растений, изучить и представить вниманию читателя даже несколько десятков растений, уже открытие.
Фотографии, сделанные в саду, помогают рассмотреть растение вблизи, не забыть, как выглядит этот или тот невероятной формы цветок! Какой он канатник полосатый? Вот такой – «цветочек аленький» с прожилками на лепестках – из семейства мальвовых! У каллистемона (красивотычиночника), родом из Австралии, цветы – метёлки красного цвета! Низкорослая пальма с листами, развернутыми веером называется ликуала, а высокая, на вершине ствола которой взлохмаченная прическа с раскидистыми листами, носит название эритрея!
Хвойных деревьев, произрастающих в самых разных уголках сада, великое множество: ели, длиннохвойные сосны Монтесумы, пихты, тиссы, загадочные таксодии с ветвями, увешанными длинными иголками. В южно-американском уголке можно встретить араукарию бразильскую. Поражают огромные эвкалипты с необычной фактурой коры: будто кусочки отслоившейся ткани свисают с нее. Заинтересовавшись, какой вид бамбука высажен в ботаническом саду, с удивлением узнаешь, что высокий и стройный бамбук – это растение, подобное траве, и вовсе не дерево, потому что у него не деревенеет ствол!
Очаровывают крупные матово-сливочные цветы магнолии – узнаваемая примета не только сада, но всего приморского городка. Посмотрите, какое удивительное явление природы – у крупноцветковой магнолии корни наружу! Дендрологи, наверняка, могут объяснить, этот феномен. Это надземные, корни дерева – пневматофоры, его дыхательные «органы». Их основная функция — снабжение кислородом подземных частей растений, произрастающих в заболоченной почве и в приливно-отливной полосе морских побережий.
Вот особый священный уголок сада на вершине горы, где на цветущей поляне по благословению католикоса-патриарха всея Грузии Илии II установлен Болнисский крест. Грузинский Болнисский крест, появившийся в V веке, украшен резьбой по камню с изображением виноградной лозы.
Есть в саду и симпатичные садово-парковые формы – удобные скамейки, перголы для вьющихся растений, украшающие ландшафт привлекательные скульптуры.
Бродишь по аллеям и видишь, как тут и там трудятся в форменной одежде работники сада. Пересаживают, удобряют, рыхлят почву в Нижнем парке, что хранит память о его создателе Михаиле Д’Альфонсе, в Верхнем, заложенном Павлом Татариновым, в Саду имени Ясона Гордезиани, на клумбе у памятника Андрею Краснову.
P.S. Название текста – знаменитое выражение Вольтера: «Надо возделывать свой сад!». Давайте украшать землю!
Фотографии и текст Надежды Берковой.