Верховный Суд – бессильный и ничтожный, или Дело о столбиках

Закон, что столб.
Его нельзя перепрыгнуть,
а можно обойти.
Русская пословица.

DSC01993--©

В тридцати метрах от предприятия начинается жилая застройка

Суть дела
17 октября 2012 года горожане, проживающие на улице Бокейханова, которая находится в экологически неблагополучном районе города Алматы, при поддержке Экологического общества «Зеленое спасение» обратились в Медеуский районный суд. В ходе нескончаемых тяжб с государственными органами по поводу переселения их из санитарно-защитных зон 11 хозяйствующих субъектов они решили выяснить простой вопрос: где же проходят границы санитарно-защитных зон и разрывов. Как и ожидалось, на просьбу предоставить карты с указанием санитарно-защитных зон и показать на местности их границы, отмеченные согласно Земельному кодексу (ст.121, п.3) специальными знаками, жители получили отписку. Никакие карты им не предоставили и никакие специальные знаки на местности им не показали. Таким образом, и возникло дело о бездействии директора Департамента Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора по городу Алматы (ДКГСЭН) (См. дело № 9, 2012).

В исковом заявлении жители выдвинули следующие требования:
1. Признать неосуществление контроля за установлением и обозначением санитарно-защитных зон и разрывов специальными знаками на местности бездействием должностного лица.
2. Обязать должностное лицо – директора Департамента – принять меры по исполнению норм Земельного кодекса в части контроля за установлением на местности специальных знаков, обозначающих санитарно-защитные зоны и разрывы.

Дело продолжалось больше года. Оказалось, что такой простейший вопрос должен решать Верховный Суд, так как суд первой инстанции, а затем судьи апелляционной и кассационной инстанций не смогли или не захотели разобраться в деле и отказали истцам в удовлетворении их требований. Неудивительно, что Верховный Суд завален делами!
Наконец, 27 ноября 2013 года надзорная коллегия Верховного Суда поставила точку в этом процессе, приняв постановление в пользу жителей улицы Бокейханова:
– решение Медеуского районного суда города Алматы от 26 декабря 2012 года, постановление апелляционной коллегии Алматинского городского суда от 18 марта 2013 года и постановление кассационной коллегии Алматинского городского суда от 2 июля 2013 года по данному делу отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления;
– признать бездействием со стороны руководителя Департамента Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора по городу Алматы неосуществление контроля за установлением и обозначением санитарно-защитных зон специальными знаками на местности;
– обязать руководителя Департамента принять меры для организации контроля за обозначением на местности специальными знаками санитарно-защитных зон промышленных предприятий и предоставить заявителям соответствующие документы, отражающие расположение их домов и границы санитарно-защитных зон.

Исполнение: год первый – безрезультатный
Наконец-то справедливость восторжествовала, и казалось, что больше нет препятствий на пути ее претворения в жизнь. У людей появилась обоснованная надежда. 21 января 2014 года в Департамент по исполнению судебных актов города Алматы был направлен исполнительный лист. Но скоро сказка сказывается, да не скоро решение суда выполняется.

Вот неделя, другая проходит, за ними месяц, второй, третий. Но о выполнении постановления Верховного Суда – ни слуху, ни духу. Правда, судебную пошлину истцам вернули, и сначала ответчик щедро рассыпал обещания о том, что решим все: покажем и предоставим. Более того, на заборах двух предприятий со стороны, обращенной к домам жителей, появились таблички с надписями «санитарно-защитная зона». Правда, у жителей вызвало недоумение идеальное совпадение границ предприятий с границами этих зон, особенно, если учесть, что минимальная санитарно-защитная зона для предприятия, производящего изделия из цемента, согласно закону, должна быть 300 метров!

Сколько лет можно не выполнять постановление Верховного Суда? Полгода, год, два, десять? Жители почувствовали неладное. Уже в апреле начали писать в Департамент и прокуратуру. Им ответили, что принимаются «исчерпывающие меры». Истцы просто не могли предположить, что постановление Верховного Суда можно элементарно положить под сукно. Но, увы, можно! 4 сентября, после того как жители потребовали ознакомить их с материалами исполнительного производства, выяснилось, что оно было прекращено еще в апреле 2014 года, и дело отправлено в архив. Дело даже не было утверждено должным образом: без подписей, без печатей, без документов, поясняющих причину прекращения производства. Истцов, разумеется, никто об этом в известность не поставил в нарушение закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (1).

Исполнение: год второй – лед тронулся и остановился

Так бы безрезультатно и закончился 2014 год, если бы 3 ноября жители опять не обратились в суд. Теперь ответчиком стал судебный исполнитель (2), который незаконно прекратил исполнительное производство и направил дело в архив. «Жалкий лепет оправдания» вроде «Верховный Суд был не прав», не помог. Уже на втором заседании суда слушания были остановлены, так как представитель Департамента по исполнению судебных актов города Алматы официально признал, что исполнительное производство было прекращено незаконно, и принес извинение истцам за действия судебного исполнителя.

24 декабря исполнительное производство было возобновлено, а 8 января 2015 года уведомление об этом направлено директору Департамента санитарно-эпидемиологического надзора по городу Алматы.

Справедливость снова восторжествовала, и казалось, что больше нет препятствий на пути ее претворения в жизнь. У людей снова появилась обоснованная надежда. Но… скоро сказка сказывается, да не скоро решение суда выполняется.

Первоначально действия судебного исполнителя выглядели достаточно жесткими. Директор Департамента, разумеется, добровольно не выполнил постановление Верховного Суда. В феврале ему запрещают выезд за пределы Казахстана. Он продолжает бездействовать. Его, хоть и с большим опозданием, штрафуют. Жители добиваются возбуждения уголовного преследования за злостное невыполнение постановления. Но в ноябре 2015 года директор Департамента уходит на пенсию, и его место занимает исполняющий обязанности.

Дознаватель Отдела дознания РУВД Медеуского района тут же прекращает уголовное досудебное расследование, поясняя, что Верховный Суд неправильно определил орган, контролирующий установление специальных знаков на местности. Верховный Суд опять оказался неправ!

Судебный исполнитель обращается в Медеуский районный суд с представлением об изменении или прекращении судебного производства и отменяет запрет на выезд теперь уже бывшего директора Департамента за пределы Казахстана. Подумаешь, не выполнено постановление Верховного Суда!

Исполнение: год третий – лед снова тронулся?

В феврале 2016 года исполняющий обязанности руководителя Департамента обращается в Департамент юстиции города Алматы с просьбой прекратить исполнительное производство! Показательным является то, что в названном письме указывается ряд грубых нарушений закона со стороны промышленных предприятий в районе проживания истцов, в частности, отсутствие санитарно-защитных зон! А маркировка санитарно-защитных зон превратилась, согласно этому документу, из требования закона в рекомендацию!

Так мы далеко зайдем! Предлагаем объявить всем автомобилистам, что отныне проезд на красный свет – не требование правил дорожного движения, а всего лишь рекомендация! Последствия будут менее серьезными, чем сокрытие информации о санитарно-защитных зонах опасных предприятий!

Естественно, жители снова подают жалобу за жалобой, в частности, на имя прокурора, о незаконных действиях дознавателя ОД РУВД Медеуского района, заявление в суд на отмену представления судебного исполнителя. Они настаивают на выполнении постановления Верховного Суда в полной мере. Уход на пенсию директора Департамента не означает, что исполнительное производство прекращается. Новое должностное лицо, заменившее его, обязано выполнить судебное решение. «Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для должника» (3).

В результате активных действий жителей постановление дознавателя о прекращении досудебного расследования в отношении бывшего директора Департамента было отменено и расследование возобновилось. Суд начал рассмотрение заявления об отмене представления судебного исполнителя о снятии запрета на выезд бывшего директора Департамента. Третий раз для людей мелькнул проблеск надежды. Третий год они добиваются выполнения постановления Верховного Суда.

Казахстан является стороной Орхусской конвенции и, следовательно, принял все обязательства по ее соблюдению. Пункт 1 главы 9 Орхусской конвенции гласит: «Каждая Сторона в рамках своего национального законодательства обеспечивает, чтобы любое лицо, считающее, что его просьба о доступе к информации, поданная в соответствии со статьей 4, не рассмотрена, неправомерно отклонена, будь то частично или полностью, неадекватно удовлетворена или что в каком-либо ином отношении к этой просьбе проявлен подход, не соответствующий положениям указанной статьи, имело доступ к процедуре рассмотрения принятого решения в суде или в другом независимом и беспристрастном органе, учрежденном в соответствии с законом».

Кстати, Орхусскую конвенцию Казахстан ратифицировал 15 лет назад!

Бедный Верховный Суд! Любой мелкий чиновник может проигнорировать его постановления, не опасаясь за свою карьеру. Почему? Потому что знает, что в не правовом государстве даже Верховный Суд бессилен и жалок перед лицом коррупции!

P.S.
29 мая, когда готовился данный материал, дома горожан, о злоключениях которых говорилось выше, в очередной раз накрыло облако цементной пыли с близлежащего предприятия. Видимо, заклинания чиновников, утвердивших границы санитарно-защитной зоны по периметру предприятия, оказались бессильны перед обыкновенным разгильдяйством.

По вызову жителей приехали представители районного отделения ЧС и химик. Составили акт, удивительно точно описав картину произошедшего: «…Концентрация достаточно высокая – гораздо выше ПДК». Рекомендовали смыть цемент большим количество воды, герметизировать окна и двери, и не выходить на улицу во время выброса. Но вот беда, они забыли сообщить, когда же запланирован очередной выброс!

Сноски:

1 Ст. 50, п.1 закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»
2 Ст. 50, п.3, ст.127 закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и ст.250 ГПК РК.
3 Ст. 17, п.1 закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

 

Материал подготовлен Экологическим обществом «Зеленое спасение»

 

Смотрите также:

Цементная демократия, или История КСМК-3

Способен ли суд остановить дискриминацию? 25.07.2012

Если нет воздуха, дышите цементной пылью! 08.04.2014