Термин “экология” впервые был введен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 году и активно вошел в научный обиход с середины ХХ столетия. Долгое время экология ограничивалась рамками естественных наук, прежде всего биологии. Нынешняя экология – это целое многоотраслевое здание. Н.Реймерс предлагает схему, включающую примерно 50 отраслей и ветвей: среди них биоэкология, геоэкология, социальная экология, этноэкология, а также экология культуры, даже экология духа. (Реймерс Н. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. – М., 1994, с.17).
Современная экология анализирует состояние окружающей среды, и более чем, какая другая наука, связана с конкретной жизнью. Именно в ней средоточие драматизма самой реальности. Везде и всюду говорят и пишут об экологии: так популярны экологические темы на страницах газет, журналов, на телевидении. В этой разноголосице есть свои положительные и отрицательные моменты. Обеспокоенность судьбой всего живого на планете может определяться, с одной стороны, глубокими знаниями и пониманием сути явлений, с другой – политической конъюнктурой, популистскими спекуляциями.
Деятели кино и телевидения видят в многообразии связей человека и природы обширный и богатый материал для творчества. Духовная отзывчивость художника способствует формированию его мышления в парадигме новых представлений о мире и человеке. Отсюда огромное количество сюжетов, тем, множество вопросов, на которые автор ищет ответы. У этого кино есть своя специфика, формирующаяся на пересечении социальных, экологических, научных и нравственных проблем, требующих внимания и решения. Но это не значит, что такие фильмы представляет сухую констатацию фактов и событий, к изображению и слову также предъявляются высокие художественные требования.
Складывается отдельное тематическое направление, которое для краткости может быть названо “экологическим кино”. Предлагаемый термин является спорным, он только начинает обретать статус специального. Идентичность, своеобразие и актуальность его содержания подтверждает немалое количество соответствующей продукции, производимой на студиях разных стран. Объективно складываются обстоятельства и формируются возможности для организации целого фестивального движения. Оно выросло и ширится особенно в последнее десятилетие ушедшего века.
К 2003 году в мире проводится около 50 больших и малых фестивалей, посвященных широкой экологической проблематике, и фестивалей, форумов узкоспециальных направлений. Санкт-Петербургский фестиваль “Зеленый взгляд” собирает экологические фильмы со всего мира, фестиваль “ENVIROFILM” в Банска-Быстрица (Словакия) приглашает к участию фильмы, теле- и видеопрограммы по охране и улучшению состояния окружающей среды, фестиваль “Матсалу” (Эстония) ориентирован преимущественно на фильмы о заповедниках и национальных парках, Международный экологический фестиваль в г.Ханты-Мансийске (Россия) называется телевизионным и т.д. (См. каталоги фестивалей).
В данном контексте оправдано использование термина “экологическое кино”, под которым мы подразумеваем кино- и видеофильмы, снятые для большого экрана и телевидения. В основе этой группы произведений одни и те же языковые средства кино, несмотря на различие формальных носителей, на которых размещаются кино- и телефильмы. Отметим, сегодня все меньшее количество фильмов снимается на пленку и проходит полный цикл кинопроизводства. Все больше главным инструментом съемки становится цифровая камера. Преимущество изображения, записанного на видео, заключается в отсутствии дорогостоящего и длительного процесса проявки. Новым цифровым оборудованием обеспечены как полупрофессиональные мини- студии, так и крупные, на которых работают высокопрофессиональные кадры. В экологическое кино вкладывают большие средства компании уровня ВВС World, регулярно производя программы “Discоvery”, “Аnimal planet”. Экологические фильмы могут быть и очень дешевы, это малобюджетное, некоммерческое кино, выпускаемое на частных студиях небольшими съемочными группами.
Каким предстает мировое экологическое кино с точки зрения традиционных видов и жанров?
Большую часть составляют документальные фильмы. Это кино широкого жанрового диапазона: фильмы-расследования, фильмы- путешествия, видовое кино, фильмы-портреты.
Первая группа лент посвящена расследованиям причин и следствий различных экологических катастроф, преступлений. К этой же группе можно отнести фильмы о проблемах современных биотехнологий, последствиях применения химических соединений, об истощении плодородия почв и т. д. Эту категорию фильмов отличают пропагандистская направленность и информационно- познавательный характер. Авторы находят темы и сюжеты, которые задевают интересы множества людей. Зеленые активисты, рядовые граждане выступают инициаторами экологических мероприятий. Эксперты, ученые поставляют информацию: факты, данные анализа, результаты экспериментов. Для полноты документального зрелища, аргументации используется архивный киноматериал. В драматургическом построении фильма-расследования архивные кадры дают возможность рассмотреть проблему в развитии, сравнить данные разных периодов, глубже обосновать выводы. Профессионалов не пугают сложность проблематики, объемы материала. Драматургически точно выстроенное произведение может состоять из отдельных частей-серий, напряженное повествование – долго удерживать зрительское внимание.
Другая группа – это фильмы-путешествия. Жанровые краски смешиваются в лентах, где приключения отважных исследователей оказываются в основе авантюрного и меж тем научно-популярного сюжета о поисках и встречах с исчезающими малочисленными народами, носителями уникальной культуры. Это путешествие в неизведанное. Документалистов и путешественников с камерой притягивают места далекие от цивилизации в разных уголках планеты. Как правило, – это небольшая съемочная группа. В экстремальных условиях идет проверка характера, нравственной позиции: снимать приходится в ситуациях, сопряженных с риском для жизни. В этих девственных уголках еще сохранились и редкие животные. Элементы детектива могут быть частью драматургического решения таких фильмов.
Документальные ленты-путешествия впечатляют натурными съемками. Результатом особого рода встреч с дикой природой становятся видовые ленты. В них самоценную роль играют пейзажи и ландшафты, искусно снятые оператором. Обеспеченные музыкальным сопровождением такие фильмы не нуждаются в авторском комментарии. Главный эстетический посыл произведения – приглашение присоединиться к созерцанию и испытать вместе с создателем восхищение естественной красотой.
В основе научно-популярных фильмов – исследование проблемы, хроника научных экспериментов. Ведущую роль в них играют ученые, они принимают участие в создании сценариев, выступают в качестве экспертов, специалистов, проводящих опыты, комментирующих эксперимент. Они заинтересованы в популяризации знаний, последних открытий в экологической науке. Задача кинематографиста заключается в том, чтобы увлекательно рассказать языком экрана о достижениях науки. Фильм может быть посвящен переселению живых организмов с одного континента на другой, восстановлению популяции редких птиц. С объективом в руках ученый и оператор следят за жизнью пернатых хищников, рассказывают о проведении специальных мероприятий по спасению животных-эндемиков, исследуют причины и следствия парникового эффекта.
Учебные фильмы в игровой форме рассказывают об экологических проблемах и путях их решения. Персонажи дают методические указания и демонстрируют практические навыки. Можно снять научно-популярный фильм с участием медиков о пользе длительных прогулок пешком, а можно разыграть небольшой сюжет о ленивом толстом человеке, который, впервые поднявшись в горы, ощутил прелесть путешествия и открыл красоту местных ландшафтов. Короткометражные учебные фильмы предназначены для зрителей разных возрастов и особенно уместны для демонстрации в школьных аудиториях. Определенная категория заказных учебных фильмов, рассчитанная на учащихся, имеет новое актуальное содержание, в основе которого биолого-экологические, географо-экологические, этно-экологические знания. Построение материала отвечает задачам просвещения и обучения. Фильмы небольшого метража разделены на главы, обеспечены схемами, диаграммами, компьютерными спецэффектами.
Фильмы-лекции отличает сложность материала, рассчитанного на восприятие подготовленной аудиторией, учеными, на показ в студенческой среде. Глубоко и основательно исследуются отдельные проблемы: происхождение и состав морской воды, результаты взаимодействия моря и реки, различные естественные природные лаборатории. Фильмы расширяют представление зрителей о современной физической картине мира, специальная оптика помогает заглянуть в мир микро- и макрокосмоса.
На границе документального и научно-популярного существуют ленты о мире природы, основанные на длительном наблюдении за жизнью обитателей отдельной экологической ниши, биосистемы. Дорогого в них стоит умение оператора терпеливо дождаться редкого кадра и успеть запечатлеть незабываемую картину из жизни живой природы.
Небольшую часть экологического кино представляют художественные (игровые) фильмы. Связано это с принципиально иным положением художественного кино в общей системе кинематографа. Вышеописанное (документальное, научно-популярное и др.) кино исследует проблемы экологии как науки, обращено к рациональному, интеллектуальному и чувственному опыту. В основе игрового кинематографа – образно-эмоциональное представление о мире, в котором экологическая проблематика – только часть многосторонних связей человека с обществом и природой.
Экологическое игровое кино показывает жизнь человека в гармонии с природой, рассказывает о подвижничестве активистов-защитников животных, об отваге и мужестве людей, охраняющих природу: сюжеты весьма разнообразны, материал может быть остросовременным и историческим. В этих лентах выражается нравственный пафос уважения к природе, любви ко всему живому. В них проявляется философия автора, позиция представителя экологического мышления.
Среди анимационных фильмов преобладают короткометражные, длительностью 5-10 минут. В метафорически емких, аскетично-жестких формах философских притч, активно эмоциональное начало – боль и страдание, сарказм и ирония, комические краски и предсказания, предвидения, предостережения.
В Казахстане всплеск интереса к экологическим проблемам приходится на последние полтора десятилетия. Для роста экологического сознания есть объективные причины. Слишком серьезные последствия имели и имеют эксплуатация космодрома, действующего на протяжении десятков лет, ядерные испытания, обмеление Аральского моря, химическое загрязнение почв, вод, опустынивание, загрязнение воздушного бассейна городов и др.
Практика проведения в Алма-Ате фестивалей экологических фильмов с 1999 года позволила ознакомиться с казахстанской кино- и видеопродукцией последних лет. За рамками нашего обзора остаются фильмы, представленные на региональном информационном форуме в Риддере, но следует заметить, что работы отмеченные там, как правило, становились участниками республиканского конкурса.
На фестивалях международного уровня проводится отбор, селекция фильмов для показа. К примеру, для демонстрации в рамках фестиваля “Зеленый взгляд” в Санкт-Петербурге отбирается в среднем 50 фильмов, просмотры которых продолжаются 4 дня. Сравнительный анализ данных показывает, как растет интерес к Петербургскому форуму: в 2001 году в фестивале принимали участие 20 стран, в 2003 – 27 стран. и продолженная Экологическим ПрессЦентром в рамках Центрально-Азиатского фестиваля экологической журналистики,
На конкурсы казахстанских фестивалей 2002, 2003 годов поступили соответственно 9 и 11 фильмов. Все они без исключения были поставлены в программу, подобная картина наблюдалась и на предшествующих форумах. Концепция фестиваля предусматривает также конкурс телепередач, социальных роликов и новостных сюжетов, которые остаются за пределами нашего рассмотрения. Отметим также, если в 1999 году в Казахстане прошел только свой республиканский конкурс фильмов, то, начиная с 2000-го, проводится Центрально-Азиатский фестиваль, в котором участвуют все бывшие республики Средней Азии. Сравнение петербургского и казахстанского фестивалей обнаруживает сходства и различия в количестве и качестве экологического кино.
В перечне казахстанских экологических фильмов преобладают документальные ленты, созданные региональными телекомпаниями.
С особым напряжением смотрятся тележурналистские расследования, в основе которых репортаж с места события, интервью, подробная хроника происшествия. Таковы работы кустанайца А.Журавлева: “Вагон N 68263452” (2002) о начиненном радиоактивным металлоломом вагоне, “Промысел” (2003) – фильм, в реальном времени повествующий о незаконной ловле рыбы в период нереста. Телерепортаж в двух выпусках об опасном вагоне был высоко отмечен коллегами, перемонтирован в цельное произведение и демонстрировался по каналам сети “Интерньюс” в 2002 году. Кадрами из архива документального кино оперирует Т.Бейсенов в фильме “Эхо первого крика” о последствиях испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. В сюжете усть-каменогорца В. Дубровского “Семипалатинский ленточный бор. Механика уничтожения” (2002) прослежен криминальный путь незаконной рубки ценных пород деревьев и доставки их перекупщикам. Автор сам выступает инициатором расследования, тщательно изучает проблему, выслушивает ответы чиновников, обращается за консультациями к специалистам, ищет выход из сложившейся ситуации. В этих фильмах количество текста аналитика-комментатора за кадром и интервью в кадре уравновешено. Если журналист доверяет специалисту, то его мнению уделяется достаточное внимание.
Отдельно выделим документальные работы публицистического характера, остросоциального звучания, именно в них ведущую нагрузку выполняет авторский текст. Это своего рода экранизированная публицистика, горячие масс-медиа. В фильме “В чьих руках богатства природы?” С.Куратова, Д.Копейкина (кстати, участника программы петербургского “Зеленого взгляда-2003”) речь идет о национальном фонде Республики Казахстан. Вопросы, требующие прямых и честных ответов, обращены к власти и рядовым казахстанцам. Каково предназначение национального фонда? Получают ли граждане Казахстана выгоду от добычи нефти и других полезных ископаемых? Диаграмма доходов нефтяных компаний в сравнении со средствами, направляемыми на охрану природы, показывает величину ущерба, нанесенного природе. “Пассажиры забытых полустанков” (2003) посвящены защите прав человека на здоровую окружающую среду. Авторы таких гражданских кино-заявлений призывают правительство и международные организации принять экстренные меры в целях защиты экологических прав людей на жизнь в здоровой окружающей среде.
Материал, тема, задачи влияют на форму произведения. Короткометражные ленты смотрятся на одном дыхании, если материал подан жестко и информация сконцентрирована с большой плотностью. Это публицистические фильмы-призывы, фильмы-плакаты.
В документальных фильмах – эссе превалирует лирическое авторское начало, основанное на приоритете общечеловеческих ценностей. Телережиссер, журналист рассказывают о том, что им по-человечески близко, искренне делятся своими чувствами и размышлениями о жизни людей, об их отношении к природе. Это антропологическое кино с экологическим лейтмотивом.
Таковы “Хлеб, огонь, вода, солнце… жизнь” (1997) Жанар Кусаиновой (победителя первого конкурса самодеятельных авторов фонда Сорос-Казахстан в 1997 году), “Песчаный зверь” (1998) Мурата Мусина, отмеченный в качестве призера Первого республиканского фестиваля экологических фильмов (фильм был снят в рамках проекта фонда Сорос-Казахстан “С камерой – по Казахстану”). Съемки проходили в поселке, где жилище людей постоянно засыпают пески. Сложно жить в таких условиях, но люди не покидают насиженных гнезд, сохраняя верность земле предков.
Светлое чувство надежды рождает “Такая долгая жизнь” Виктора Задвицкого (1998) о казахской семье, которая вынуждена была покинуть родные места на берегу Арала и перебраться под Алма-Ату, где заново строит дом. В результате экологической катастрофы нарушена прежняя, традиционная среда обитания. Старик помнит, каким было Аральское море в 50-ые годы, и режиссер очень точно отсылает внимание зрителя к фильму Г.Чухрая “Сорок первый”. В кадре живой, полноводный Арал, плещется в море рыба. Хороши крупные планы старика, живой звук, замечательно звучит казахская речь. По краю кадра идут титры на русском языке, через эмоционально окрашенное слово передающие простоту, естественность, искренность характеров простых людей. Фильм-монолог, философствование человека о преданности родной земле. Работа Задвицкого может быть отнесена к жанру фильма-портрета, как и фильм Мадины Иманалиевой “Источник жизни” (2003), в основе которого монолог-размышление Асылхана Артыкбаева о необходимости каждому из землян оставить свой след на земле, построить для детей дом, для людей вырастить большой сад.
Режиссер-дебютант Нурдулла Балманов из Аральска посвятил свою ленту “В течение жизни” (2002) активисту неправительственной организации Мырзашу Исаеву из поселка Каратерень, что расположился в низовьях Сыр-Дарьи. Об усилиях Исаева обеспечить земляков водой в пустыне, о первых в этих местах посадках дуба, о борьбе за жизнь, достойную человека, авторская лента Балманова.
“Озеро любви и надежды: Маркаколь” (2003) – полнометражный фильм усть-каменогорских тележурналистов об уникальном озере, сохранившем свою первозданную красоту (отличная работа оператора Юрия Волкова) вдали от перекрестков цивилизации, и о том, как живется на его берегах людям, о планах создания заповедника в этих местах и тех последствиях, которые могут ожидать жителей поселков.
За пределами нашего рассмотрения остается этнографическое кино о традициях и обычаях народов, основу которых в течение тысячелетий определяли экологические императивы, непосредственно связывающие людей с родной природой.
Популяризатором научных знаний выступает Алтай Жатканбаев – профессиональный орнитолог, сотрудник Академии наук, в 80-е бывший консультантом фильмов о природе классиков казахстанского научно-популярного кино В.А.Белялова и Л.Мухамедгалиевой. Теперь он сам – автор сценариев, режиссер, оператор и продюсер, создатель циклов “Лицом к природе”, “Все живое – вокруг”. В стремлении совместить в одном лице массу функций – причина слабости некоторых работ Жатканбаева “Джек – дрофа-красотка” (1998), “На зов поющего бархана” (1998). В фильме, посвященном животным и уникальному памятнику природы “поющему бархану”, очевидно смешение стилей: научный комментарий, публицистический текст и чтение посредственного стихотворения. С одной стороны, Жатканбаев продолжает традиции мастера-учителя В.Белялова, и как профессионал-биолог призывает обратить внимание на истощение биоразнообразия, с другой – это тот случай, когда автор не справляется одновременно с функциями сценариста, режиссера, оператора и нуждается в услугах литературного редактора и профессионального оператора.
На одном дыхании в единстве атмосферы фильма-путешествия создано “Возвращение на остров пеликанов” усть-каменогорцем Владимиром Дубровским. В нем органична сочетание стилей, научно-популярный компонент легко сочетается с личными эмоциональными наблюдениями и размышлениями автора.
На границе документального и научно-популярного создают свои фильмы В. Белялов и Л. Мухамедгалиева. “Алтын-Эмель” (1997), “Весенние плесы” (1997) сделаны по заказу и на средства транснациональной корпорации “Шеврон Мунайгаз”. Авторы напоминают гражданам независимого государства, какими природными богатствами они обладают и как беззащитен животный мир перед цивилизацией, которая агрессивно наступает с Запада. Мухамедгалиева и Белялов снова подтверждают тот высокий уровень профессионализма создателей научно-популярного кино, публицистически тревожным пафосом направленного на защиту природы от алчного вторжения человека. Фильмы этих мастеров – лучшее, что есть в анималистическом экологическом кино Казахстана.
Заказные фильмы, как правило, оптимистичны и устремлены в будущее. Такова “Река жизни”, созданная в рамках проекта “Экологизация водопользования” по заказу немецкого экологического фонда. Если заказчик-продюсер требователен к сценаристу, диктует условия режиссеру-исполнителю, то и работа смотрится безликой и ровной, ни нашим, ни вашим. Фильм А. Головинского “Сказка о рыбаке и рыбке, или Путешествие в будущее” (1998) о нефтедобыче на Каспии и в Северном море, у берегов Норвегии, несет на себе черты архаичного романтико-лирического подхода. Авторский, исполненный бодрого пафоса, комментарий вступает в противоречие с казенно-плоскими речами чиновников, заправляющих выгодным бизнесом.
Приведенные выше примеры естественно представляют только часть панорамы экологического кино Казахстана, созданного на рубеже веков. Их разнообразие, достоинства и недостатки позволяют сделать определенные выводы. Экологическое кино Казахстана отражает на экране определенную часть экологических проблем преимущественно регионального масштаба в формах документального кино, в тележурналистских расследованиях, фильмах-портретах зеленых активистов, рядовых граждан, живущих в гармонии с природой. Определенную часть продукции представляют фильмы-эссе с экологическим лейтмотивом. Сравнение с масштабами экологических проектов и размахом съемок мирового кино показывает, насколько скромно представлено в последние годы научно-популярное кино об уникальной природе Казахстана, нет учебных фильмов и фильмов-лекций.
Причина в том, что это производство экологического кино и видео не имеет своего устойчивого института продюсерства. Малобюджетное и некоммерческое, оно держится на энтузиазме авторов, которые на средства зарубежных грантодателей делают фильмы о родной природе и редких животных. Работы, создаваемые независимыми авторами и специалистами, реалистически смело отражают драматизм экологической ситуации в республике. Они естественно располагаются на другом полюсе по сравнению с фильмами, что снимаются по заказу. С фальшивым оптимизмом исполнители заказных фильмов описывают ситуацию, поверхностно, неглубоко, оставляя за кадром подлинные больные и нерешенные проблемы.
Мировое экологическое кино стоит особняком от основной магистрали большого кино, переживающим ныне кризис с его упоением зрелищностью, компьютерными спецэффектами, анархией самовыражения, разгулом вседозволенности. Оно представляет духовно здоровую альтернативу современному развлекательному кино, отринувшему идеалы и ценности человеческой культуры, с насмешкой и иронией взирающему на нравственные императивы тех, кто защищает природу.
Экологическое кино – это целое зеленое движение, в которое объединяются люди, прямо высказывающие свою приверженность ценностям самой жизни, стремлению сохранить все живое на земле, имеющее равные с человеком права на жизнь и собственную экологическую нишу.
Беркова Н.Н.
Казахская национальная
академия искусств им. Т.Жургенова.