Валерий Шишкин: «АлматыЭнергоСбыт» нужно закрыть»

ауа-Шишкин01Пенсионер Валерий Шишкин впервые в Алматы начал не только получать электроэнергию за счет преобразования солнечной энергии, но и продавать ее государству. Казалось бы, для города это выгодно, но власти игнорируют его предложения по развитию подобной системы на городском уровне. С какими трудностями пришлось столкнуться, он рассказал нашим друзьям и коллегами «AUA Group».

- Расскажите, пожалуйста, почему вы занялись этим проектом?

- Я такой человек, что люблю прогресс. В 1985 году передо мной стоял вопрос о том, купить себе машину или сыну компьютер. Я выбрал второе. Еще раз такой выбор встал передо мной в 2012 году, но в задачке вместо компьютера появилась солнечная панель. И я решил вложить средства в развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и чистый воздух. Важно производить электроэнергию в городе, а не транспортировать ее из-за его переделов. Благодаря этому снижается себестоимость электричества и, соответственно, тариф для потребителей. Но производство в городе должно быть экологичным. Сейчас оно промышленное, то есть работает благодаря сжиганию топлива. Электричество, полученное за счет преобразования солнечной энергии, является экологически чистым. На словах многие компании в сфере энергетики выступают за использование ВИЭ, но на практике они не только не помогают, но и тормозят развитие зеленой промышленности.

В 2012 году я установил первую солнечную батарею, ее мощность составляла 15 Вт*ч. Это мизер. Работать мог маленький телевизор или лампочка, но тогда она стоила бешеных денег.

ауа-Шишкин2В общей сложности я заплатил за нее тогда 75 долларов. На днях я заходил в магазин, сейчас солнечная панель стоит чуть меньше доллара за Вт, то есть примерно 90 тысяч тенге. Моя солнечная установка ничем не отличается от тех, которые используются во всем мире – это батарея солнечных панелей, так как одна обычная солнечная панель имеет небольшую мощность, примерно 320 Вт. Этого мало даже для индивидуального потребителя. Поэтому собирают батарею панелей, соединяют их, вырабатывается электроэнергия соответствующей мощности, которая поступает на инвертор. Он, в свою очередь, преобразует постоянное напряжение в переменное, которое можно использовать в быту или транслировать через специальный счетчик в электросеть. В моем случае, я продаю электричество «АлматЭнергоСбыту». Коэффициент полезного действия (КПД) у солнечных панелей невысокий – 14-16%. Есть, конечно, больше, но они очень дорого стоят. Еще у меня на крыше стоит водонагревающий коллектор.

- Для нашей страны обычное положение дел, когда мы покупаем электричество у государства. Расскажите, как вам удалось сделать обратное?

- В 2014 году, когда моя солнечная установка уже давала 4 кВт, я написал первое заявление в АЖК (АО «Алатау жарык компаниясы» – ред.). Она поставляет электроэнергию жителям, предпринимателям и крестьянским хозяйствам Алматы и Алматинской области. Предложил им сотрудничество – покупать мою избыточную электроэнергию. Алматы находится в котловане, и если не думать об экологии, то зачем мы тогда растим детей и внуков? Им же элементарно нечем будет дышать, нам всем уже сейчас не хватает чистого воздуха. Но в ответе АЖК заявил, что работает с KEGOK (Kazakhstan Electricity Grid Operating Company – ред.) и чтобы я со своей электроэнергией туда не лез. Следующее письмо я написал в 2015 году председателю правления АЖК Мухиту Умбетову. На него я получил ответ, что сферой ВИЭ занимается министерство энергетики РК. Закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» президент подписал в 2009 году. Согласно этому закону, «зеленый» тариф при покупке электроэнергии, полученной за счет использования ВИЭ, составляет 70 тенге за кВт.

Впервые я продал «АлматыЭнергоСбыту» 116 кВт*ч по 16 тенге, то есть получил за них чуть меньше 2 тысяч тенге. Это издевательство. В марте 2017 года продал по 19 тенге, то есть на 370 тенге больше. Для того, чтобы продавать энергию «АлматыЭнергоСбыту», нужен был специальный счетчик. Я обратился к ним, сказал, что поскольку хочу быть нетто-потребителем, то есть полностью обеспечивать себя электроэнергией из ВИЭ, и мне нужен счетчик приема-отдачи электроэнергии. Обычные счетчики, которые установлены в домах, предназначены только на прием света. А в моем случае избыточная энергия должна была поступать «АлматыЭнергоСбыту», для этого нужен счетчик, который считает, сколько электроэнергии я получил от них, а сколько отдал. Там мне сказали, что таких счетчиков нет.

Тогда в 2016 году я нашел в интернете сайт компании Saiman, которая называла себя передовым производителем счетчиков в Казахстане, написал письмо их руководителю с просьбой изготовить реверсивный счетчик. Под руководством технического директора Saiman Тургынбека Баймухамедова его сконструировали за две недели и подарили мне, но с условием, что будут тестировать на моей солнечной установке. Но после этого г-на Баймухамедова неожиданно уволили. Недавно я пришел, чтобы купить такой же счетчик, но мне казали, что у них таких больше нет. То есть компания сделала экспериментальный вариант и на этом все, а ведь мы сейчас ЭКСПО проводим, прославляем «зеленые» технологии.

- Значит, электроэнергией «АлматыЭнергоСбыт» все же пользуетесь?

- Верно. Вечером, когда не было солнца, я использовал их электричество. Например, брал у «АлматыЭнергоСбыт» 10 кВт. Утром следующего дня солнце появлялось, установка преобразовывала его лучи в электроэнергию, и я отдавал в сеть 20 кВт. Таким образом погашается, так сказать мой вечерний долг и дополнительно продаю им 10 кВт. Но здесь есть один нюанс. Когда речь зашла о стоимости, то «АлматыЭнергоСбыт» выставил мне тариф 16 тг. за кВт*ч: стали оправдываться, мол, мы суммируем дневной и ночной тариф и выводим среднее значение, то есть те самые 16 тг. Я возмутился такой ценой. Ведь если они продают потребителям свет днем по 20 тг. за кВт*ч, то должны и мне платить эту цену. После этого тариф подняли до 20 тг.

- А вы подсчитывали, сколько денег сэкономили с помощью своей солнечной батареи?

- Я – индивидуальный предприниматель, в месяц потребляю примерно 1000 кВт*ч. При стоимости 23 тенге я платил бы «АлматыЭнергоСбыту» 23 тысячи тенге ежемесячно. И это только за свет. Я хочу, чтобы моя установка окупилась, как гелиоустановка на Капчагае, за пять лет. Она улавливает лучи солнца и преобразовывает их в электроэнергию. Ее монтировали словаки, установили прекрасное оборудование, хорошо работает. Тариф – 70 тенге за кВт. Чем моя установка отличается от этой гелиоустановки? Я работаю с тем же солнцем, только в худших условиях. В пасмурные дни моя установка вырабатывает мизерный объем – 0,5 кВт. А на Капчагае прекрасная погода, да еще такой выгодный тариф.

- В какую сумму обошлась ваша установка?

- При установленной мощности 10 кВт, при том, что инвертор фактически сделан мной самим, еще я купил аккумуляторы, счетчик я получил от Saiman бесплатно, на все про все я потратил где-то 12 тысяч долларов США. Если бы я все это покупал, то потратил бы не меньше 30 тысяч долларов США. Если продавать всю мою электроэнергию «АлматыЭнергоСбыту» по нынешнему тарифу, моя установка окупится за 25 лет.

- Можно ли жителей Алматы полностью перевести на солнечную энергию?

- Можно и нужно, если, конечно, на это будет политическая воля.

- Сколько это может стоить?

- Когда я спросил у АЖК и «АлматыЭнергоСбыт», какой объем электроэнергии они продают алматинцам, мне ответили, что это информация для рабочего использования.

Cложно сориентироваться, какой мощности должна быть установка, а от этого зависит ее стоимость. Но затраты будут, как минимум, в пять раз меньше, чем на строительство курорта на «Кокжайлау».

- Расскажите, пожалуйста, о вашей коммуникации с министерством энергетики.

- Вести переписку с министерством мне помог председатель экологического сообщества «Зеленое спасение» Сергей Куратов. Мы интересовались, почему Минэнерго предоставляет льготы юридическим лицам в области ВИЭ, дает им «зеленые» тарифы, но отказывает в них физическим лицам. Интересовались, почему меня называют нетто-потребителем, а не инвестором. Ведь я так или иначе инвестировал 10 тысяч долларов США в развитие экологичных источников электроэнергии. Но в ответ госорган завил, мол, будь доволен тем, что тебе позволили пользоваться электросетями. Потом я писал пару писем на сайт на имя министра энергетики, но в ответ тишина. После этого я стал налаживать диалог с «АлматыЭнегоСбытом».

- Вы также написали несколько писем Бауыржану Байбеку. Расскажите, пожалуйста, о чем?

- О том, что технический директор Saiman Тургынбек Баймухамедов, по моему мнению, стал неугоден системе после того, как помог мне получить реверсивный счетчик. Еще я попросил акима повлиять на городских чиновников, чтобы они не мешали продвижению нетто-потребительского движения, а помогали ему.

ауа-Шишкин1Сделать это можно, заинтересовав их вкладываться в солнечные установки. Для этого можно предоставлять им льготы для создания солнечных установок, которыми пользуются иностранные инвесторы в нашей стране, необходимо сделать так, чтобы «зеленый» тариф заработал не только для юридических, но и для физических лиц из категории нетто-потребителей электроэнергии. Еще нужно ликвидировать «АлматыЭнергоСбыт». Он потребляет 7% от тарифа на электричество, при этом его работу делает АЖК.

Пока аким не ответил ни на одно письмо, отписки присылает заместитель руководителя управления энергетики и коммунального хозяйства Алматы. Но я все-таки хочу встретиться с Байбеком, уверен, что он «наш человек».

- Как думаете, зачем ему вам помогать?

- Я первый реальный человек, который получает электроэнергию из ВИЭ и продает ее электросетям. Если я смогу быстро, скажем, в течение пяти лет, окупить свои затраты, то появится еще десяток таких людей, как я.

- Тем более, что государство призывает инвесторов вкладываться в отечественную энергетику…

- Я считаю, что инвесторы, если и будут инвестировать, то не в традиционную энергетику, а в «зеленую». Неэкологичные производства, работающие на основе сжигания нефтепродуктов, сейчас доживают свой срок.

Автор и фото: AUA group (http://auagroup.kz/almaty-air/valeriy-shishkin-almaty-energ-sbyt-nuzhno-zakryt.html).