Яки — тайна национального парка!

IMG_8544+Наверняка многие алматинцы во время прогулок по Иле-Алатаускому национальному парку на горных тропах встречали небольшое стадо яков.

Родина яков — Тибет. Есть дикие яки (mutus — «немой») и домашние (grunniens — хрюкающий). 

Дикие яки — крупные животные с густой, длинной шерстью и длинными рогами (до 95 см). Высота животного в холкедо 2 м, масса самцов достигает 1000 кг. Живут они небольшими стадами по 10-12 голов. Взрослые яки сильные и свирепые. Домашние яки более спокойные и намного меньше диких, их рост не превышает 1,5-1,6 метров. В сельском хозяйстве яков используют в Центральной Азии, на Алтае, Кавказе, в Гималаях. Як — важное животное в высокогорных районах. Он дает молоко, мясо и шерсть, при этом совершенно не требует специального ухода (wiki). 

В соответствии с законом «Об особо охраняемых природных территориях», в зоне ограниченной хозяйственной деятельности национальных парках разрешены пастьба скота, сенокошение, садоводство, пчеловодство, любительский сбор грибов, плодов, ягод и другое. Но  имеется ряд важных ограничений! Ограниченная хозяйственная деятельность  осуществляется с учетом сохранения и восстановления объектов государственного природно-заповедного фонда и по соответствующим разрешениям государственных органов, в ведении которых они находятся. Такая деятельность разрешена не на всей территории нацпарка! Более того, выпас скота  регламентируется Лесным кодексом (статьи 99 и 113) и «Правилами выпаса сельскохозяйственных животных по Алматинской области». Согласно Лесному кодексу: «Участки государственного лесного фонда, на которых возможно сенокошение и пастьба скота, устанавливаются государственными лесовладельцами в соответствии с лесоустроительными проектами или планами управления особо охраняемыми природными территориями» (ст.99, п.1).

IMG_8812+В 2021 году сотрудники Экологического общества «Зеленое спасение” встретили яков на морене ледника Туюксу и около гляциологической станции “Туюксу-1”. Эта территория относится к функциональным зонам заповедного режима и экологической стабилизации, где по закону запрещается любая хозяйственная деятельность

В марте 2021 года на портале “Sputnik” была опубликована статья “Дикие яки в предгорьях Алматы: как они туда попали и есть ли у них шанс выжить”. В статье сообщалось, что яки дикие, и в 1996 году их привезла администрация Малоалматинского лесничества, чтобы разнообразить  животный мир. Посмотреть статью можно по ссылке: https://ru.sputnik.kz/regions/20210317/16560094/dikie-yaki-almaty.html.

Нас эта статья удивила, так как интродукция  чужеродных видов животных запрещена не только на территориях заповедников, но даже в охранных зонах национальных парков. Если интродукция проводится не на территории ООПТ, то, как правило, это долгий и непростой процесс, требующий разработки проекта естественно-научного обоснования. Ученые должны определить, как новый вид повлияет на существующую экосистему, включая растительность и животных.

Поэтому Экологическое общество “Зеленое спасение” решило разобраться, откуда появились яки в Иле-Алатауском национальном парке, кому они принадлежат? Организация направила запросы (Исх. № 093 и Исх.№ 110) в Комитет лесного хозяйства и животного мира касательно нарушений правил выпаса скота в парке и, в том числе, яков.

20210502_130708+На наши запросы были получены ответы. В письме от 11.11.2021 (Исх. № 27-2-12/ЗТ-2021-00885399) по поводу яков сообщается, что “…владелец незаконно пасущихся яков в районе Туюксу, Мало-Алматинского лесничества, Медеуского филиала ГНПП привлечен к административной ответственности по статье 370 часть 4 Кодекса РК «Об административных  правонарушениях». Согласно  объяснительной записки владельца Н…  яки убежали с сарая и паслись в зоне экологической стабилизации ГНПП”. Пункт 4 статьи 370 предусматривает штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей за незаконную пастьбу скота на землях ООПТ.  Однако из письма неясно был ли оплачен штраф, кем является собственник скота, и как яки оказались в национальном парке.

Остается открытым вопрос об информации, которая опубликована в статье. Поэтому Экологическое общество “Зеленое спасение” направило повторный запрос в Комитет лесного хозяйства, с просьбой объяснить противоречивую информацию. 

Как завелись яки в национальном парке — это остается тайной.