Последний год акимат города Алматы усиленно муссирует идею строительства горнолыжного курорта мирового уровня в урочище Кок-Жайляу, расположенном на территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка. Эти грезы о мировом горнолыжном господстве и миллионах долларов, необходимых для обеспечения господства, основываются на нескольких банальных мифах. Они навязываются широкой публике.
* * *
Миф первый.
На горнолыжный курорт «Кок-Жайляу» поедут миллионы туристов.
Это было бы замечательно, господа чиновники, но давайте посмотрим правде в глаза.
По рейтингу конкурентоспособности городов мира 2012 года, составленному The Economist Intelligence Unit, Citigroup первое место, благодаря развитой инфраструктуре, социально-культурной среде и большому потоку туристов, занимает Нью-Йорк. Алматы находится на 100–101 месте из 120 (1).
По индексу экологического состояния, подготовленному Йельским и Колумбийским университетами в 2012 году, Казахстан занимает 129 место из 132 стран, включенных в рейтинг, причем с 2002 по 2012 год ситуация существенно не изменилась (2).
Сколько же лет понадобится Казахстану, чтобы занять хотя бы пятидесятое место среди экологически благополучных государств?! И пока незаметно, чтобы для этого прилагались значительные усилия.
Город медленно, но верно утрачивает былую привлекательность. Единых градостроительных требований к архитектурному облику нет, поэтому акимовский строительный декаданс до неузнаваемости меняет его внешний вид. Сотни гектаров превращены в пустыри, на которых возникают стихийные свалки. Уплотненная хаотичная застройка не пощадила даже парки и скверы. В центре красуются многочисленные руины и «необитаемые» строения. Заброшенные новостройки ждут судьбоносного решения акимата. Даже возле музея Динмухамеда Кунаева, чье столетие было недавно торжественно отмечено, – полуразрушенный дом. Его торец закамуфлирован плакатом – «100 лет Кунаеву». Картина просто удручающая, оскорбительная для памяти выдающегося человека.
А впрочем, сохранять память о прошлом у нас особенно и не стремятся. В декабре 2011 года было принято постановление правительства «О лишении статуса памятников истории и культуры местного значения и исключении их из Государственного списка памятников истории и культуры местного значения города Алматы». В перечне 35 объектов, среди которых средневековые городища, курганы и поселения эпохи бронзы, памятники архитектуры XIX-XX веков.
При такой «заботе» о культурном наследии говорить о едином архитектурном ансамбле центральной части Алматы уже не приходится.
Вечным стихийным бедствием для города являются снегопады и дожди. Во время дождя тротуары и улицы превращаются в бурные реки, а после – в озера. Арычная система, очевидно, является слишком сложным инженерным сооружением, поэтому она или разрушена, или не действует. Ливневая вода заливает даже недавно открывшиеся станции метро.
Ближе к окраинам, где «жизнь бьет ключом», строят в стиле «кто во что горазд». Сносят современные и старые вполне пригодные здания. Автомагистрали прокладывают под окнами многоквартирных домов. Возводят «дворцы» с видами на помойки.
11 апреля президент, выступая на совещании по развитию Астаны, заявил: «Какие безликие дома начали строить в Астане! Когда я выхожу из Акорды в город, в сторону бульвара, с правой стороны все вроде нормально, но то, что слева, – смотреть туда даже не хочется» (3). Аналогичное можно сказать и об архитектуре Алматы.
А вокруг города растут трущобы. Они появляются на бывших колхозных полях, на свалках, в долинах рек, засыпанных строительным мусором.
А какие усилия прилагаются для борьбы с зелеными насаждениями! Только за последние три года в городе Алматы и его окрестностях вырублены десятки тысяч деревьев, в том числе и в Иле-Алатауском национальном парке.
Национальный парк и региональный природный парк «Медеу» – это отдельная история.
В горных ущельях и урочищах возвышаются руины – не величественных средневековых замков, а бывших пионерских лагерей, домов отдыха, турбаз… Еще недавно они принимали тысячи отдыхающих: детей, туристов, альпинистов. А сейчас их развалины уродуют ландшафты, загрязняют окружающую среду и представляют угрозу для посетителей парков.
На берегах рек, у самой кромки воды, построены десятки особняков, ресторанов, саун, развлекательных заведений. Некоторые из них больше напоминают разбойничьи вертепы, чем туристические комплексы. Отходы своей «жизнедеятельности» они сливают прямо в реки, оставляют по всей округе тонны мусора, словно раковые клетки пожирая нетронутую природу Заилийского Алатау.
В результате провала нескольких авантюрных затей на значительных площадях в Аксайском и Тургеньском ущельях нарушена целостность экосистем. Начатое строительство брошено, дороги и мосты разрушаются.
Из-за бесцеремонного вторжения человека сильно пострадал растительный мир гор, а многие животные покинули основные урочища Иле-Алатауского национального парка, укрылись на территории Алматинского заповедника и в отдаленных труднодоступных местах. Иностранные туристы поражаются, что можно часами бродить по национальному парку, но так и не встретить крупных животных. А кто из алмаатинцев может сказать, что видел в наших горах снежного барса, тянь-шаньского медведя, рысь, серпоклюва? Единицы.
С 1955 года на северном склоне Заилийского Алатау площадь ледников сократилась на 40,8 %. Да, во многом это связано с изменением климата. Но ситуация усугубляется за счет переноса городского смога на поверхность ледников, что ускоряет их таяние, ведет к загрязнению водных источников (4). «Сокращение площадей оледенения приведет к изменению водного режима горных рек, при этом сток рек северного склона Заилийского Алатау может уменьшиться примерно на 16 %» (5).
Городские власти годами не в состоянии навести порядок на подведомственной территории. При этом они претендуют на новые земли, включая нетронутые уголки национальных парков. Но не для того, чтобы сохранить девственную природу, а для того, чтобы нажиться на ее разрушении, так как ничего другого они не умеют и не хотят делать. Это напоминает анекдот о плохой хозяйке, которая постоянно покупает новую посуду, потому что не умеет ее мыть.
Поедут ли миллионы иностранных туристов в такие края? Разве что за длинным рублем, простите, долларом.
* * *
1. http://rating.rbc.ru/articles/2012/03/20/33596290_tbl.shtml?2012/03/20/33596279.
2. EPI 2012. Environmental Performance Index and Pilot Trend Environmental Performance Index, www.epi.yale.edu.
3. Газета Время, 12 апреля 2012 года, http://www.time.kz/index.php?module=news&newsid=26833.
4. И.В.Северский, В.Н. Уваров. Результаты исследования загрязнения снежного покрова в бассейнах рек Большая и Малая Алматинка. В кн.: Международный экологический форум «Балхаш — 2000». – Алматы, 2000, с.147-151.
5. Отраслевая программа «Жасыл даму» на 2010-2014 годы, п.3.3.5, Влияние изменения климата на экологические системы. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2010 года № 924.