За последние два года на популярном туристическом маршруте вдоль каскада ГЭС в Большом Алматинском ущелье скопились горы мусора. Стихийно возникавшие свалки росли и множились. Посетители Иле-Алатауского национального парка оставляли «грязный след» повсюду: на стоянках возле костров, на берегу Большого Алматинского озера (БАО), вдоль тропинок… Из проносившихся по ущелью машин, с веселыми компаниями, на обочину дороги летели пластиковые и стеклянные бутылки, пачки от сигарет…
Уборка мусора проводилась регулярно, но лишь рядом с дорогой и только до ГЭС-1 (на ровном участке). Мусор, оставленный туристами, поднимавшимися по серпантину и по трубопроводу, изредка убирали путешественники-добровольцы по собственной инициативе и по велению совести. Однако эти благородные, но единичные акции были малоэффективны. На очищенных местах буквально через несколько дней вновь появлялись бутылки и прочий хлам.
Сознательность отдыхающих не намного выросла и после того, как в районе Медвежьего ущелья и Большого Алматинского озера были организованы места для сбора мусора и поставлены контейнеры. Ситуация несколько улучшилась, но опять только на участке до ГЭС-1.
Стихийные свалки возле Большого Алматинского озера все увеличивались, например, рядом с водорегулирующей башней (фото 1). Многие алматинцы хорошо знают это место. Конечно, без возмущения смотреть на это безобразие было невозможно. Общественность стала обращаться в администрацию парка, другие инстанции с требованием навести порядок. И вот в середине лета произошли долгожданные перемены. В связи с реконструкцией дороги работники Иле-Алатауского государственного национального природного парка ликвидировали эту и другие крупные свалки в районе озера. Теперь место выглядит так (фото 2). Был убран мусор и на берегу. Эти улучшения отмечают служащие метеостанции, пограничники, а также сотрудники обсерватории ГАИШ и космостанции, находящихся выше БАО. Надо отдать должное сотрудникам метеостанции, которые своими силами вылавливали мусор из озера.
Возможно, было правильно принято решение – временно складировать пустую стеклотару возле не менее знаменитого ларька (фото 3). Бутылки также были вывезены работниками национального парка на полигон бытовых отходов. Еще одна крупная свалка существует выше Тянь-Шанской обсерватории ГАИШ (фото 4). Ее периодически ликвидируют, но она возникает снова. Кроме того, бытовой и производственный мусор в больших количествах накапливается на территориях самой обсерватории и космостанции, которые должны обеспечивать его своевременный вывоз.
Работники парка провели несколько рейдов по уборке территории. Перед Большим Алматинским озером установили щиты предупредительного и ограничительного характера (фото 5). Пока вывезен не весь мусор, но работы продолжаются. В настоящий момент дело осложняет не сама по себе плохая и опасная горная дорога, а ремонтные работы по ее восстановлению.
Однако все эти усилия останутся тщетными до тех пор, пока наши граждане не станут сознательнее. Многие считают, что заплатив на пропускном пункте экопоста, они могут позволить себе в национальном парке всё что угодно: разводить костры, вырубать деревья, мусорить… Разведение костров запрещено, о чем напоминают щиты, установленные возле стоянок. Об этом постоянно предупреждают патрульные с вертолетов, регулярно осматривающие территорию парка. Но следы некультурного и даже противоправного поведения туристов встречаются повсюду.
Удивление вызывают люди, которые везут и несут в горы большого веса запасы продуктов, но оказываются не в силах унести назад в город пустые, почти невесомые бутылки, коробки и жестяные банки! Они не думают о других, кто после них найдет вместо нетронутой природы горы мусора. А самим разве приятно будет в следующий раз отдыхать на этом же или другом месте посреди мусора? Похоже, что не стыдно нам и перед иностранными гостями, которые все чаще стали путешествовать в горах Заилийского Алатау. Какое впечатление останется у них от наших достопримечательностей? С одной стороны – восхищение красотами природы, а с другой – досада на нас, алматинцев. А какое наследие мы оставим нашим потомкам? Ведь еще недавно по горам можно было ходить босиком, а теперь никто не отважится сделать это из боязни порезаться битым стеклом! И если не переломить ситуацию сейчас, то мы можем потерять уникальный уголок живой природы навсегда.
Анастасия Мигунова,
старший научный сотрудник НИИ ЭТФ