1 апреля – Международный день птиц.
Люди, которых интересуют фотографии птиц, сделанные мною в дикой природе, часто задают один и тот же вопрос: как удается снять диких и очень осторожных птиц, в частности, соколов, да еще и с добычей!?
Открою вам секрет. Для этого сначала немного расскажу о своих «фотомоделях».
Соколы своих гнезд не строят, им по статусу не положено (не царское это дело)! Как правило, они занимают старые гнезда врановых птиц или попросту выгоняют их оттуда, даже если хозяева сидят на кладках. Не раз наблюдал бои пустельг с воронами или сороками за гнездо. Конечно, вороны им проигрывали, ведь сокола – ловкие и быстрые хищники. Пустельги очень охотно занимают искусственные жилища, сделанные людьми, так называемые пустельжатники – деревянные ящики соответствующих размеров. Один из таких пустельжатников был повешен два года назад в отдаленном от цивилизации месте с подходящим биотопом для соколов. Первый год ящик пустовал… Сокола облюбовали пустельжатник только на второй. В первых числах мая я съездил на разведку и очень был рад, когда увидел в бинокль торчащий из ящика хвост сокола! Теперь пошел отсчет времени до появления птенцов, сокола сидят на кладке до 27 дней.
В середине июня я уже со всем фотографическим скарбом прибыл к соколам. Из пустельжатника выглядывала гурьба забавных птенцов, а родители активно охотились, облетая свой участок. Пустельги – неутомимые охотники, обладающие очень острым зрением. За день они ловят несколько десятков грызунов, ящериц, не отказываются и от крупных насекомых. Во время охоты пустельга висит в воздухе рыжим лоскутком, часто трепеща крыльями, и высматривает добычу, а заметив ее, стремительно падает вниз.
У фотоохотников не существует официального «кодекса чести», но есть ряд принципов, которые стоит иметь в виду.
Благополучие птицы всегда должно быть важнее фотографии! Фотографы, гоняющие усталых перелетных птиц, губящие гнезда при съемке, порочат свое имя.
Если съемка производится у гнезда, то изменение ландшафта рядом с ним должно быть минимальным, растительность, которая мешает, не срезается, а пригибается и фиксируется, чтобы потом вернуть все на место.
Для фотосъемки редких и уязвимых птиц в некоторых странах требуется лицензия. «Скрадок» для съемки орлов ставится на почтительном расстоянии от гнезда и строится с учетом маскировки за год, когда птицы покинули гнездовой участок. В «скрадок» фотограф заходит до рассвета и покидает его только с заходом солнца. Если пренебречь этими правилами, то орлы как минимум на следующий год это гнездо не займут. А уж при такой «конспирации» и терпении снимки просто обязаны получиться интересными!
Смотрите также:
- небольшое видео о фотографировании кукушки: https://www.youtube.com/watch?v=ZF5-mPXbS9A&feature=youtu.be
- другие видеозаписи птиц на youtube-канале Сергея Адамова: https://www.youtube.com/user/serga74/videos
- полный фотоальбом Сергея Адамова (более 600 фотографий птиц и животных) на сайте Одноклассники: http://odnoklassniki.ru/profile/106473598
Текст и фото: Сергей Адамов (Ульяновская обл., Димитровград, Россия).