Легко ли стать оператором-натуралистом?

Могу ли и хочу ли я стать оператором (режиссером), снимающим природу? Очевидно, такой вопрос возник у многих студентов кинофакультета университета «Туран», где недавно прошли дни памяти выдающегося казахстанского кинодокументалиста – Вячеслава Алиевича Белялова. 80-летию мастера, всю жизнь снимавшего природу Казахстана, были посвящены фотовыставка работ его сына Олега Белялова и сотрудников Экологического общества «Зеленое спасение», а также мастер-классы.

Как работали 40-30 лет назад операторы, снимающие природу? Какая техника использовалась? Какие опасности подстерегали? Какую помощь им оказывали альпинисты, ученые? Сколько времени уходило на создание одного фильма? На эти и многие другие вопросы студентов и преподавателей ответили на мастер-классах фотограф-натуралист Олег Вячеславович Белялов и киновед Беркова Надежда Николаевна. Но кульминацией встреч, конечно же, был просмотр замечательных фильмов В.А.Белялова «Беркуты» и «Дом для серпоклюва».

Организаторы этих мероприятий – сотрудники «Зеленого спасения», стремились заинтересовать молодых людей – будущих кинематографистов таким сложным, но необычайно увлекательным направлением, как кино о природе. Наш земляк В.А.Белялов был одним из немногих в СССР операторов и режиссеров, кто так талантливо, так задушевно, тонко и деликатно рассказывал зрителям о жизни дикой природы. Его фильмы и в наши дни вызывают большой интерес, несмотря на то, что появилось немало зарубежной кинопродукции, снятой самой современной техникой.

В чем же секрет успеха мастера? Считается, что успех при съемках природы обеспечивают три составляющие: место, время, аппаратура. В действительности, если упустил время, пропустил момент цветения, например, тюльпанов, то отстал на год. Если не знаешь, в каком месте эти самые тюльпаны растут, то можешь их вообще никогда не встретить. Мечтаешь снять птиц, а у тебя есть только широкоугольный объектив? Мечтать можешь бесконечно. Выход один: нужно оказаться в нужном месте в нужное время с нужной аппаратурой. Таким образом, для успешной работы оператору-натуралисту необходимо в совершенстве овладеть профессиональными навыками, постоянно расширять кругозор, тщательно исследовать объекты съемки, консультироваться со специалистами (биологами, географами и т.п.). Именно так и поступал В.А.Белялов.

Что же необходимо еще? А еще необходимы личные качества: настойчивость, выдержка и умение ждать. Один молодой человек сказал: «Съемки природы?! Подумаешь, удивили. Какие трудности? Вон она кругом, иди да снимай!» Действительно, например в фотографии, пейзаж – самый распространенный жанр. Но он же и самый сложный. Вряд ли человек с фотоаппаратом останется равнодушным при виде красивого заката; березок в «золоте» на берегу озера; кучевых облаков, бегущих над горным хребтом… Но всегда ли мы довольны получившимися снимками?

Композиция, ракурс, освещение существенно влияют на качество фото- и видеоизображения. И если в студии можно передвинуть предметы, пересадить людей, поправить свет, то на натурных съемках все иначе. Ну, не скажешь же елке, чтобы посторонилась?! Бабочка не будет ждать пока вы настроите камеру и выстроите композицию. Солнце в самый неподходящий момент может скрыться за облаками и испортить освещенность кадра или наоборот, может палить нещадно и делать пейзаж белесым. И вот здесь необходима способность терпеливо ждать и подстраиваться под своих «актеров». Ждать нужного освещения, нужного поведения животных, нужного момента цветения, увядания, особого состояния… Многих вещей, которые не зависят от желаний и потребностей оператора или фотографа. Не все готовы и способны на это. Такое под силу только людям беззаветно преданным своему делу и влюбленным в «объект съемки», т.е. в природу. Именно таким и был В.А.Белялов, потому и заслужил звание рыцаря казахстанской природы.

Как сказал известный фотограф Анри Картье-Брессон: «Разница между хорошим и средним снимком – это вопрос нескольких миллиметров, очень маленькая разница. Но существенная. Я думаю, что между фотографами нет большой разницы, зато очень важны разницы маленькие».

В заключение хочется вернуться к вопросу, поставленному вначале: «Легко ли снимать природу? Легко ли стать оператором-натуралистом?» Нелегко. Но мы очень надеемся, что среди ребят, которые только осваивают азы операторского, режиссерского и другого кинематографического мастерства есть и те, кто скажет: «Снимать природу сложно, но я хочу, могу и готов посвятить этому жизнь».

Н.И.Медведева.

 

Смотрите также:

К 80-летию Вячеслава Белялова

Анималистика – это образ жизни

Рыцарю казахстанской природы посвящается