Пандемия «экотуризма». Экологические итоги 2020 года. Продолжение

AH2A5064+2020 год ознаменовался беспрецедентным наступлением на экологические системы особо охраняемых природных территорий. Хотя захват урочища Кок-Жайляу после перевода земель из национального парка в земли запаса не удался благодаря решению президента! И поправки в закон «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – закон об ООПТ), принятые в 30 сентября 2020 года, обнадежили общественность, что подобное не повторится. Но желание поживиться за счет государственного имущества и бюджета не угасло, а стало еще более жгучим.

Спустя три месяца после вышеназванных поправок любители и защитники природы получили «замечательный» подарок от наших парламентариев в виде новых поправок. Этот новогодний сюрприз, узаконенный второго января 2021 года, ознаменовал победу девелоперов над непослушной общественностью. Вы не хотели развивать туризм? Так будем теперь в национальных парках добывать «твердые полезные ископаемые»! Именно к этому сводится смысл подпункта 3 пункта 2 статьи 23. И как издевательство выглядит теперь пункт 3 этой статьи: «На землях особо охраняемых природных территорий запрещается любая деятельность, не соответствующая их целевому назначению». Действительно! Что нашему государству мешает добиться экономического роста? Ответ. Наличие в стране особо охраняемых природных территорий!

Благодаря своей неиссякаемой изобретательности уже весной 2020 года застройщики нашли еще один прекрасный предлог – долгосрочная аренда для развития «экотуризма». Только в Алматинской области на тендеры были выставлены участки национальных парков Иле-Алатауского, Чарынского, Кольсайские озера, Алтын-Эмель.

20201125_132203 - копияСтроительство в Иле-Алатауском национальном парке началось сразу в нескольких ущельях, популярных у алматинцев: в Аюсае, Горельнике и на Талгарском перевале. Схема и логика одна и та же: «Построим. Ну а потом, не сносить же!» Строили тихо, без огласки, без соответствующих документов. Решение о строительстве было принято уже на стадии передачи земли в аренду … под строительство. Без обсуждения планируемой деятельности с общественностью. То есть, эта процедура прямо противоположна требованиям пункта 4 статьи 6 Орхусской конвенции: «Каждая Сторона обеспечивает участие общественности уже на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов и когда может быть обеспечено эффективное участие общественности».

Согласно пункту 1 статьи 36 статьи Экологического кодекса: «Оценка воздействия на окружающую среду [далее – ОВОС] является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения». То есть для решения о сдаче земли особо охраняемой природной территории в аренду, да еще «для строительства и реконструкции капитальных объектов туристско-рекреационного назначения» (1), тем более должна быть проведена оценка воздействия на окружающую среду.

Не останавливают чиновников и застройщиков требования закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». В подпункте 2 пункта 2 статьи 6 говорится: «К территориальным объектам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности особого регулирования и градостроительной регламентации относятся: … особо охраняемые природные территории». В пункте 1 статьи 9 указано: «Архитектурная, градостроительная и строительная деятельность должна осуществляться с учетом оценки ее воздействия на окружающую среду». Но нас уверяют в обратном, утверждая, что оценка воздействия на окружающую среду вовсе не обязательна!

На запросы Экологического общества «Зеленое спасение» о необходимости проведения ОВОС и утверждения проектов по трем вышеназванным объектам были получены ответы. В ответе на письмо о сооружении визит-центра в урочище Аюсай Комитет лесного и охотничьего хозяйства сделал вид, что не заметил вопроса об ОВОС.

О строительстве визит-центра в ущелье Горельник Комитет лесного и охотничьего хозяйства заявил, что ОВОС не требуется вовсе (2). А вот Управление градостроительного контроля города Алматы явно не согласовало ответ с Комитетом: «Однако строительно-монтажные работы по строительству гостевого дома производятся без проектно-сметной документации, не прошедшей в установленном порядке экспертизу.

По фактам выявленных нарушений в отношении собственника ТОО «SADU Development» приняты меры по ст.316 ч.1 КРКоАП «Строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов без проектной (проектно-сметной) документации, не прошедшей в установленном порядке экспертизу», ст.321 КРКоАП «Осуществление строительства без сопровождения технического и авторского надзоров», также составлен протокол по ст. 463 ч.1 КРКоАП «Занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без регистрации, разрешения, а равно не направление уведомления в случаях, когда регистрация, разрешение, направление уведомления обязательны», с направлением в Специализированный межрайонный административный суд города Алматы» (3). Тем не менее, строительство успешно завершено.

На Талгарском перевале Управление градостроительного контроля вообще отказалось проводить проверку, сославшись на указ президента за №229 от 26.12.2019 года «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан».

AH2A5061+Специалисты Управления или не читали указ; или читали, но не поняли; или поняли, но не так. В указе четко разъяснено, в каких случаях делаются исключения и проводятся проверки. Строительство на перевале попадает под эти исключения (4). Какая необыкновенная легкость в мыслях наших чиновников, какая изобретательность в трактовке законов! Какое беспечное отношение к указам президента!

Там, где закон никак нельзя обойти, его просто не выполняют. Согласно закону «Об особо охраняемых природных территориях» 2006 года (статья 18) вдоль границы Иле-Алатауского национального парка должна быть установлена двухкилометровая охранная зона. Акимат города до сих пор не выполнил это требование закона. Но об это все красноречиво молчат.

Граница национального парка на местности не маркирована со дня его создания. Но на эту тему наложено табу. Сотни разрушенных и заброшенных сооружений украшают территорию национального парка, но не замечать это убожество стало, по-видимому, правилом хорошего тона. Попользовался территорией, можешь забросить ее, как пластиковый пакет. Земли у государства много. И вот эти «заброшенности» стоят десятилетиями почти во всех ущельях национального парка! А в аренду сдаются все новые и новые участки.

Прошло более года после того, как президент запретил строительство на Кок-Жайляу, но оно до сих пор не возвращено в состав национального парка. Зато уполномоченные органы развернули бурную дискуссию «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2017 года № 710 «Об утверждении перечня объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию». Обсуждались и «Правила перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса». Менее эмоционально, видимо потому, что их авторы прекрасно знали, что со дня на день будут приняты вышеназванные поправки в закон об ООПТ и поэтому: «Чем бы общественность ни тешилась, лишь бы не протестовала».

IMG_0413+Чтобы будущие «экотуристы» чувствовали себя более расслаблено в парке, их теперь поощряют не увозить свой мусор (упаковки, бутылки), а сортировать и оставлять в мусоросборниках на территории парка. У авторов, этого с позволения сказать «проекта»,  даже не возникла мысль поучиться у зарубежных коллег. А зря! Например, в национальных парках Австралии рейнджеры проводят с посетителями беседы о том, как себя вести. Три главных правила просят соблюдать неукоснительно:
— оставь на месте то, что нашел или увидел,
— не оставляй следов,
— что принес с собой, то и унеси.

Но в нашем отечестве как в королевстве кривых зеркал. Оставляйте больше следов, что принес, брось здесь же! И это называется «экотуризм»?! Видимо для того, чтобы создать больше рабочих мест. Чем больше мусора, тем больше рабочих мест.

IMG_0471+И какое «славное» завершение года! Началось строительство селезащитной плотины ниже урочища Аюсай. Тут могут возникнуть возражения, но ведь это необходимость. Специалистам виднее, с природой шутки плохи. И авторы «Технико-экономического обоснования перевода земель Иле-Алатауского государственного национального природного парка в земли запаса для строительства селезащитных плотин» утверждают: «Строительство селезадерживающей плотины на реке Аюсай, обеспечит инженерную защиту объектов народного хозяйства, расположенных ниже проектируемой плотины, и защиту жизни людей, находящихся в селеопасной зоне, а также продление срока службы (расположенного ниже по течению) существующего селехранилища. На защищаемой территории расположены объекты каскада Алматинских ГЭС, автодорога г.Алматы – санаторий «Алма Арасан», а также построены и функционируют зоны отдыха, кафе и рестораны. Проектируемая плотина создаст защиту освоенной территории…» (5).

Но как ниже по течению реки возникли кафе и рестораны? Так же, как и визит-центр в урочище Аюсай. Аренда.

AH2A4648+Все останутся в выигрыше: хозяйчики на месте, под шумок сдадут в аренду еще несколько гектаров парка, строители освоят жирный кусок бюджета. В проигрыше только дикая природа, территория которой сжимается как шагреневая кожа при каждой очередной коммерческой инициативе наших природоохранных ведомств и бизнесменов.

Когда человека насильственно лишают жизни, все называют это убийством. Даже смертные приговоры для опаснейших преступников вызывают жаркие дебаты о ценности человеческой жизни. Убийство дикой природы называют «освоением», «развитием», наконец, «экотуризмом». Никакие аргументы о ценности природы, которая предоставляет человеку жизненно важные ресурсы, не могут устоять против коммерческих доводов. Прибыль любой ценой! А после нас, хоть «экотуризм»!

Смотрите также: 

Разрушительное созидание. Экологические итоги 2020 года

Наши зеленые враги… Экологические итоги 2020 года. Продолжение

_____________________________

  1. Чарынский ГНПП объявляет о проведении Тендера по участкам для предоставления в долгосрочное пользование: https://www.gov.kz/memleket/entities/forest/press/article/details/11278?directionId=3811&lang=ru (время обращения к сайту – 15 января 2021).
  2. Ответ Комитета лесного хозяйства и животного мира от 8 октября 2020 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение» от 8 сентября 2020 года.
  3. Ответ Управления градостроительного контроля г.Алматы от 30 октября 2020 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение» от 4 сентября 2020 года.
  4. Ответ Управления градостроительного контроля г.Алматы от 23 декабря 2020 года на запрос Экологического общества «Зеленое спасение» от 24 ноября 2020 года.
  5. Проект. Технико-экономическое обоснование перевода земель Иле-Алатауского государственного национального природного парка в земли запаса для строительства селезащитных плотин. – Алматы, 2017, с.9.