Из всех кинопроизведений для нас важнейшими являются фильмы о природе

К 15-летию клуба «Зеленый объектив»

Просмотры фильмов и дискуссии в клубе «Зеленый объектив» – одно из направлений деятельности Экологического общества «Зеленое спасение». Сообществу людей, ценящих кино о природе, собирающихся под нашим зеленым знаменем, в этом году исполняется 15 лет.

«Важнейшим из всех искусств для нас является кино» – знаменитый лозунг советского времени обычно встречал зрителей везде, где показывали фильмы. Цитата вождя революции внушала непреходящую истину о мощной силе воздействия кинематографа на умы и сердца зрителей. А кинематографисты шутили: «Из всех КИНО для нас важнейшим является ИСКУССТВО!» Действительно, кино бывает разное: пустенькое и интеллектуальное, посредственное и мастерски сработанное, кино, какое не надо вовсе смотреть, и то, без которого жизнь не будет наполненной.

Мы решили отбирать из огромного массива фильмов, производящихся в мире именно те, в которых большую роль играет природа, взаимодействие природы и общества, человека с животными.

Не сузили ли мы наши предпочтения? Вовсе нет. Те, кто стремится смотреть кино всерьез, фильмы самых разных видов и жанров, заметят, что лент экологической тематики, интересующих организаторов клубных дискуссий, достаточно. Да, строго говоря – экологической, потому что клуб – детище экологической организации.

Ныне очевидно, что именно экологические идеи захватывают умы здравомыслящих людей. И не стоит упрекать зеленых в фанатизме, поскольку на весы справедливости поставлены жизнь природы и существование человека, целиком от нее зависящего.

Историю клуба «Зеленого спасения» можно разделить на этапы по месту действия, количеству и качеству зрительской аудитории, содержанию встреч и дискуссий.

Взаимодействие с вузами – таковыми стали в свое время Технико-экономическая академия кино и телевидения, Казахстано-британский университет – выстраивалось в расчете на отзывчивость студентов и администрации. Это был хороший опыт, в цели которого входило – обратить внимание молодежи на остроту экологических проблем, нашедших отражение в кино, отметить формы их изложения.

Для многих понятие «плохой экологии» ассоциируется с растущими территориями свалок, сокращением биоразнообразия, локальными экологическими катастрофами, загрязнением воздушного бассейна и, наконец, глобальным потеплением. Сюжеты о такого рода экологических проблемах не раз составляли программы просмотров.

Период становления клуба сочетался также с возрождением интереса к творчеству казахстанского режиссера-натуралиста Вячеслава Белялова. Бросить ретроспективный взгляд в советское прошлое, увидеть в нем достижения своего времени, показать на фильмах Белялова и его коллег, каким образом происходило формирование анималистического кино, мы посчитали важной задачей.

Просмотры фильмов побуждали к осмыслению, что такое экологическое кино, анималистические фильмы, ленты о взаимодействии природы и общества. Так появилась книжка-пособие для студентов по экологическому кино, в основу которой легли размышления о творчестве и методике съемок талантливого документалиста Вячеслава Белялова. На страницах Вестника «Зеленое спасение» печатались тексты, посвященные деятельности выдающего защитника природы и кинематографиста Жака-Ива Кусто, режиссера и оператора-натуралиста Рейна Марана и других замечательных авторов.

Второй этап совпал с открытием новых имен: режиссеров-документалистов – Светланы Быченко, ученого-этнографа, талантливого кинематографиста Ивана Головнева. Индивидуальный кинопочерк Светланы сделал нас поклонниками ее ни с кем не сравнимого таланта. Посмотрите сами! Отмеченный постмодернистской иронией «Побег слонов из России», насыщенный фольклорными мотивами «Кукушкин сад», снятая Светланой, верной памяти писателя-геолога – «Территория Куваева» и, конечно, орнитологические работы из сериала «Страна птиц» (победа Быченко и коллег!). А там и «Псковские лебеди», и милый «Любимый подкидыш», и поэтическая «Мухоловка и другие жители Земли», и «Розовая чайка», и свобода вдохновенного полета в ритмически организованных как визуальные стихи «На холстах лета». Какой отличный фильм «Беспокойное лето в Гранкином лесу» верной и последовательной ученицы Быченко орнитолога Татьяны Обозовой!

Захватывает воображение мир фильмов историка, этнографа Ивана Головнева. Не раз пересматривали мы его трилогию, посвященную народам ханты и манси, проживающим в Западной Сибири, – «Маленькая Катерина», «Старик Петр» и «Месторождение», и совсем недавно дилогию – «Страна Удэхе» и «Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева».

В поле нашего зрения вошли и такие грандиозные произведения как «Посетители» Годфри Реджио и его «Душа мира». Бурю эмоций вызвала лента южно-африканских режиссеров Пиппы Эрлиха и Джеймса Рида «Мой учитель – осьминог».

Посчитали мы важными и показы мультипликационных фильмов о животных для детей и подростков, организацию премьер экологического анимационного кино при содействии преподавателей, обучающих молодежь редкому мастерству одушевления придуманных персонажей.

Третий этап связан со сменой площадки для проведения показов. Настал период, когда подход к зрителям стал избирательным. Несмотря на немалое число подписчиков клуба в сети, на наши сеансы не стремятся попасть десятки и сотни зрителей. Зато приходят преданные, те, кто ждет объявлений о премьерах и повторных показах уже знакомых фильмов. Среди них есть знатоки творчества Быченко, Обозовой, Головнева и зрители, пребывающие в ожидании новых фильмов.

Таким открытием стало знакомство с творчеством Надежды Дорофеевой и Михаила Родионова, их масштабной подробной, основательной научно-популярной работой «Карнавал клювов».

«В чем мы ищем философский корень фильмов о природе?» – задает главный вопрос участник дискуссий, режиссер Владимир Тюлькин, автор шедевра «13 километров», фильма, удостоенного многих наград.

В мысли о ценности природы, доставшейся в дар человечеству?

В идее благотворных связей с природой, делающих человека человечнее?

В осознании трагического дисбаланса во взаимодействии общества и природы, бизнеса и варварского отношения к истощающимся природным богатствам?

Мы уже живем в эпоху антропоцена, когда безрассудство человека стало двигателем необратимых изменений окружающей среды. Есть ли у нас надежда на лучшее? Возможно ли развернуть историю взаимодействия с природой вспять?

Философы уповают на художников, среди которых мы называем имена режиссеров, чьи работы смотрим на экране «Зеленого объектива».

И еще мы верим, продолжаем верить в силу знаний, в пушкинское “Сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!”

Правда, сколько замечательных фильмов мы еще не посмотрели и не обсудили! «Медведи Камчатки: начало жизни» Елены Журавлевой и Владислава Гришина! «Книга тундры. Повесть о Вуквукае, маленьком камне» Алексея Вахрушева! «Земля кереков» и «Оленный всадник» Ивана Головнева. Увлекательный сюжет «За весной! По Западной Сибири» из «Записок сибирского натуралиста» Артура Рябицева.

Какие споры ожидают зрителей клуба «Зеленый объектив» на показах работ казахстанца Олега Белялова, семейной команды белоруса Игоря Бышнева, россиян Александра Бирюка, Кирилла Иванова, Александра Свешникова?! На какие размышления подвигнут фильмы преданных своему делу режиссеров-натуралистов, какие чувства заставят испытать?